arrow_back

Надо ли запрещать ребенку страшилки?

В последнее время, с развитием Интернета и видеоигр получил развитие целый пласт культуры ужастиков, и для детей в том числе. Нужно ли родителям оберегать детей от всех этих тревожащих переживаний, оставив только добрые сказки, где все дружат, где нет боли, смерти, несправедливости?

Иногда действительно нужно. Потому что помимо поучительных сказочных историй есть такие, которые созданы совсем не для детей, или для детей другой культуры (скажем, в Японии отношение к мертвым и миру духов очень сильно отличается от нашего, потому японские произведения на эту тему могут оказаться непонятными и шокирующими для нашего зрителя). А есть и рожденные недобрыми, нездоровыми и безответственными умами, в том числе из желания заработать на тяге юных зрителей и читателей к острым ощущениям. Такие «страшные истории» вряд ли научат чему-то кроме удовольствия от чьей-то боли и других малоприятных вещей.

Но, во-первых, лучше не запрещать, а устанавливать границы. Само слово «запрещаю» разжигает во многих детях такой сильный интерес, что они обязательно найдут способ насмотреться «запрещенки», а вы будете не в курсе и вряд ли поможете им справиться с перевозбуждением. 

К увлечениям ребенка следует относиться уважительно, даже если это увлечение – страх. Лучший способ проявить уважение – это подбирать нейтральные слова для беседы на эту тему. Например, спросите: «Что ты смотришь? Расскажешь про это?», вместо: «Опять смотришь эту свою ерунду!» Или: «Может, сделаешь паузу? Давай переключимся немного и придумаем другое занятие», чем: «Хватит уже эти ужасы смотреть! Сколько можно!?» А вместо: «Я запрещаю тебе смотреть эти мультики! Они плохие и опасные!», стоит сказать: «Слушай, мне кажется, ты в последнее время очень переволновался. Давай поищем тебе взамен этих страшилок другие, поспокойнее»

Во-вторых, регулировать потребление «страшилок» следует исходя из состояния ребенка. Если вы заметили, что параллельно с постоянным просмотром ужастиков ребенок стал хуже есть, спать, острее реагировать, ему стали сниться кошмары, значит переживания от просмотра для его психики тяжеловаты. Если же состояние в норме, то можно не вмешиваться. Скорее всего ребенок сам быстро потеряет интерес.

Наконец, важно понимать в чем цель ограничения. Если мы понимаем, что от просмотра ребенку станут сниться кошмары, то запрет вполне оправдан, но если причина кошмаров другая, то это не сработает.

Также важно разобраться, почему ваш ребенок смотрит ужастики запоем и всем игрушкам предпочитает только монстриков. Что за тревожная ситуация его беспокоит и вынуждает отрабатывать и проживать её снова и снова? Не в учебе ли дело? Не в отношениях ли с одноклассниками и учителями? А может в вашем общении с ним не всё ладно? 

Так как быть взрослому? Если ваш ребенок просит посмотреть или почитать страшилку, познакомьтесь с ней вначале сами. Возможно, там есть тема, которую стоит обсудить с ребенком, что-то важное, чему история могла бы научить.

Если ребенок решил погрузиться в страшилки, постарайтесь быть рядом. Наблюдайте за ним. Если ему станет по-настоящему страшно, решите вместе, не пора ли прекратить погружение в мир ужастиков и успокоиться, на время переключиться на что-то другое. И, конечно, не нужно смотреть и читать страшилки вечером, перед сном, особенно детям впечатлительным.

Что делать, если взрослый не любит ужастики, а ребенок без них не может?

Если ребенок просит купить ему страшную или просто неприятную для вас игрушку - не отказывайте сразу, не давите своими аргументами. Постарайтесь поговорить с ребенком так, чтобы понять, что его так тронуло?  Может это просто мода: увидел в классе и тоже захотел? Или чего ему так не хватает в жизни, что именно этот «уродец» нужен ему, как воздух. Возможно, выходом станет вовсе не покупка монстрика, а задание слепить его дома из пластилина или нарисовать.

Если вам неприятны страшные истории, вы можете рассказать ребенку об этом. Признаться, что вы с детства боялись страшилок, - и кто знает, быть может, именно ваш ребенок поможет вам избавиться от ваших детских страхов? Но не стоит навязывать своё мнение, относительно ужастиков тоже, - убеждать, что всё это плохо и неправильно. Так вы рискуете потерять единомышленника и друга, а ребенок будет искать себе понимания на стороне, и, скорее всего, найдёт.

Сказки, мультики, фильмы и игрушки нужны разные, и добрые, и очаровательные, и страшные, и странные, потому что жизнь разная, ситуации и люди встречаются в ней тоже разные. Но помните: во всем всегда важна мера.

Материал подготовила педагог-психолог ОЦДиК Якунина С. Г.
При подготовке была использована литература: В. Шиманская, А. Чканикова
«Детские страхи»