arrow_back

Мой ребенок не умеет дружить, что делать?

Нередко родители старших школьников задаются вопросом: «Что делать, если мой ребенок ни с кем не дружит, не общается?

Прежде чем ответить на вопрос, важно понимать, были ли у ребенка друзья в детском саду и начальной школе. Если раньше у него не было проблем с дружбой, это значит, что с детства заложены коммуникативные навыки, тогда возникает вопрос в какой момент начались сложности в общении?

Если близких друзей у ребенка не было с раннего детства, то что же такого произошло и почему вы стали переживать только сейчас? Ведь, возможно, ребенок попросту интроверт, ему хорошо с самим собой и вполне хватает того общения, которое у него есть.

Еще, важно понимать, что именно вы вкладываете в понятия «не дружит», «не общается». Что значит «дружба» для вас лично и что значит «дружба» для вашего ребенка? Существует ли то, что вы называете «дружбой», между членами вашей семьи? Ходите ли вы гулять вместе, разговариваете ли каждый вечер о том, что было важного за день? Какие книги читает ваш ребенок? 
Возможно, друзей ему стоит искать не среди сверстников, а среди ребят более старшего или младшего возраста. Так же важно знать, что делает ваш ребенок, чтобы завести друзей, кроме приглашения их на прогулку?

В любом случае, в данной ситуации, важно и полезно будет уделить внимание и время умению общаться, строить отношения.

Есть множество книг и статей, в том числе в интернете, в которых описаны стратегии эффективной коммуникации. Можно прочитать самим и обсудить новые стратегии поведения с ребенком, а можно сходить на консультацию к психологу, на которой специалист аккуратно и грамотно поможет узнать и освоить новые стратегии общения со сверстниками, укажет на конкретные моменты в поведении, над которыми стоит поработать.

Кроме того, для развития коммуникативных навыков может быть полезно посещение дополнительных занятий (кружков, студий, спортивных секций и т.п.). Ведь в среде единомышленников у ребенка естественным образом появятся и время для общения со сверстниками и темы для разговоров.

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович