Методика Гленна Домана: за и против
Гленн Доман -американский врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей. В сороковые годы XX века молодой физиотерапевт Гленн Доман начал разработку программы восстановления умственно отсталых детей. Основной целью программы была активизация умственной деятельности больных детей через обучение. В своей системе он использовал карточки с красными точками, картинками и словами. Эти карточки показывались ребёнку на короткое время, но много раз за день. Постепенно количество карточек увеличивалось. По теории Домана, карточки являлись раздражителями, которые стимулировали резервные здоровые клетки мозга. В результате длительной работы, после многомесячных повторов, наступало улучшение в развитии детей. Умственно отсталые дети начинали развиваться, двигаться, говорить ранее ожидаемого срока и в своём развитии догоняли обычных детей.
Впоследствии методику Домана стали применять как развивающую для обучения здоровых детей.
В чем суть методики?
Суть метода интеллектуального развития заключается в том, что вниманию ребенка предлагается ряд карточек, каждая из которых показывается не более чем по 10 секунд. При этом данная манипуляция производится в сутки по нескольку десятков раз.
Гипотеза Домана состоит в том, что мозг ребенка - это большой совершенный компьютер, в базу данных которого можно занести огромный объем информации. Особенно эффективной данная методика считается до того, как ребенок достиг трехлетнего возраста. Ведь в этот период его мозг наиболее восприимчив к познанию всего нового. Гленн Доман говорил: «Заставить мозг развиваться мы можем, лишь заставив его постоянно работать».
Также Гленн Доман считал, что физические нагрузки – одна из составляющих частей интеллектуального развития детей. Между моторикой и умственными способностями существует прямая взаимосвязь. Регулярные упражнения стимулируют малышей к познанию окружающего мира. То есть, чем лучше развит ребенок физически, тем лучше подготовлен его мозг к умственным нагрузкам. Им разработаны комплексы физических упражнений по возрастам начиная с 0 месяцев.
С какого возраста можно приступать к занятиям?
К занятиям по данному методу можно приступать практически с момента рождения. Но, здесь следует отметить, что физическое развитие рекомендовано с 0 месяцев, а вот интеллектуальное с 12 месяцев. Врач считал, что раньше этого возраста прибегать к занятиям на совершенствование умственных способностей не следует.
Плюсы и минусы методики
К списку плюсов данного способа развития детей можно отнести:
- совершенствование родителями воспитательных моментов;
- возможность обучения раннего развития малышей (с 1 года);
- ненавязчивую форму представления новой информации;
- развитие памяти у детей;
- доказанную эффективность метода;
- стимулирование умственных и физических способностей малыша одновременно.
Список недостатков метода:
- отсутствие возможности применения творческой деятельности, а также пассивность обучаемого (уроки проводятся родителями, а малыш лишь созерцает и анализирует увиденное).;
- считается, что данная методика учит ребенка мыслить штампами, не составляя о предметах личного мнения, а лишь осваивая отношение к ним окружающих;
- учеба проходит в индивидуальной форме, в силу чего дети впоследствии могут быть недостаточно адаптированы к построению отношений в коллективе;
- необходимость приобретения обучающих карточек (демонстрационный материал можно купить в магазинах или изготовить самостоятельно);
- необходимость соблюдения определенного временного режима (набор карточек показывают ежедневно через определенный промежуток времени);
- неэффективность методики для обучения детей старше 5–6 лет;
- вероятность того, что малыш откажется заниматься по карточкам.
Доман писал, что только маме выбирать, как заниматься с ребёнком. Лучше неё этого не знает никто. Поэтому каждая мама выбирает то, что ближе ей.
В статье использовались следующие источники:
- https://www.baby.ru/wiki/kak-obucat-sa-po-metodu-glena-domana/
- https://dzen.ru/a/Y8gOScWfkRdQQY4e
- https://dzen.ru/a/Xh7xxd3-9gCusqm1
Материал подготовила Аносова Лариса Николаевна, педагог-психолог ОЦДиК