arrow_back

Методика Гленна Домана: за и против

Гленн Доман -американский врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей. В сороковые годы XX века молодой физиотерапевт Гленн Доман начал разработку программы восстановления умственно отсталых детей. Основной целью программы была активизация умственной деятельности больных детей через обучение. В своей системе он использовал карточки с красными точками, картинками и словами. Эти карточки показывались ребёнку на короткое время, но много раз за день. Постепенно количество карточек увеличивалось. По теории Домана, карточки являлись раздражителями, которые стимулировали резервные здоровые клетки мозга. В результате длительной работы, после многомесячных повторов, наступало улучшение в развитии детей. Умственно отсталые дети начинали развиваться, двигаться, говорить ранее ожидаемого срока и в своём развитии догоняли обычных детей.

Впоследствии методику Домана стали применять как развивающую для обучения здоровых детей.

В чем суть методики?

Суть метода интеллектуального развития заключается в том, что вниманию ребенка предлагается ряд карточек, каждая из которых показывается не более чем по 10 секунд. При этом данная манипуляция производится в сутки по нескольку десятков раз.

Гипотеза Домана состоит в том, что мозг ребенка - это большой совершенный компьютер, в базу данных которого можно занести огромный объем информации. Особенно эффективной данная методика считается до того, как ребенок достиг трехлетнего возраста. Ведь в этот период его мозг наиболее восприимчив к познанию всего нового. Гленн Доман говорил: «Заставить мозг развиваться мы можем, лишь заставив его постоянно работать».

Также Гленн Доман считал, что физические нагрузки – одна из составляющих частей интеллектуального развития детей. Между моторикой и умственными способностями существует прямая взаимосвязь. Регулярные упражнения стимулируют малышей к познанию окружающего мира. То есть, чем лучше развит ребенок физически, тем лучше подготовлен его мозг к умственным нагрузкам. Им разработаны комплексы физических упражнений по возрастам начиная с 0 месяцев.

С какого возраста можно приступать к занятиям?

К занятиям по данному методу можно приступать практически с момента рождения. Но, здесь следует отметить, что физическое развитие рекомендовано с 0 месяцев, а вот интеллектуальное с 12 месяцев. Врач считал, что раньше этого возраста прибегать к занятиям на совершенствование умственных способностей не следует.

Плюсы и минусы методики

К списку плюсов данного способа развития детей можно отнести:

  • совершенствование родителями воспитательных моментов;
  • возможность обучения раннего развития малышей (с 1 года);
  • ненавязчивую форму представления новой информации;
  • развитие памяти у детей;
  • доказанную эффективность метода;
  • стимулирование умственных и физических способностей малыша одновременно.
     

Список недостатков метода:

  • отсутствие возможности применения творческой деятельности, а также пассивность обучаемого (уроки проводятся родителями, а малыш лишь созерцает и анализирует увиденное).;
  • считается, что данная методика учит ребенка мыслить штампами, не составляя о предметах личного мнения, а лишь осваивая отношение к ним окружающих;
  • учеба проходит в индивидуальной форме, в силу чего дети впоследствии могут быть недостаточно адаптированы к построению отношений в коллективе;
  • необходимость приобретения обучающих карточек (демонстрационный материал можно купить в магазинах или изготовить самостоятельно);
  • необходимость соблюдения определенного временного режима (набор карточек показывают ежедневно через определенный промежуток времени);
  • неэффективность методики для обучения детей старше 5–6 лет;
  • вероятность того, что малыш откажется заниматься по карточкам.

Доман писал, что только маме выбирать, как заниматься с ребёнком. Лучше неё этого не знает никто. Поэтому каждая мама выбирает то, что ближе ей.

В статье использовались следующие источники:

Материал подготовила Аносова Лариса Николаевна, педагог-психолог ОЦДиК