arrow_back

Логопедическая ритмика как средство развития речи дошкольников

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.

Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.

Если начать применять словесные музыкально-ритмические игры в младшем дошкольном возрасте, проблем с развитием речи у детей можно избежать (при отсутствии патологий речевого аппарата). 

Ниже представлены некоторые логоритмические упражнения, которые вы можете делать дома со своими детьми.

РОБОТ

Стоит робот на дороге,
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

Ребёнок сгибает руки в локтях, совершает поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносит скандировано и четко.

УТРО

Утром встанет солнышко,
Возьму в руки ведрышко,
Побегу я в огород,
Там морковочка растет,
Соберу я ловко сочную морковку.
Угощу Маринку – кушай витаминки!

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.

ОБЛАКА

По небу облака плывут,
Вот козочка, вот с щупальцами спрут,
А вот кудрявая овечка…
Все отразились в быстрой речке.
И тишину не нарушая,
Плывут вперед, забот не зная,
Спрут, козочка, овечка, слон,
Похожие на летний сон.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

ШОССЕ

По шоссе бегут машины,
В темноте шуршат их шш
Огоньки и там и тут,
В дальний путь они зовут.

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

ИГРУШКИ

Подарили мне игрушки,
Мишку, зайку и Петрушку,
Посажу друзей я в холле
И начну готовить к школе.
Дам мозаику я зайке,
А Петрушке – балалайку,
Почитаю мишке книжку.
В первый класс идут детишки!

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.

ЩЕНОК

Папа мне купил щенка,
Как смешон малыш пока!
Очень мил щенок и весел,
Ушки длинные развесил,
Брюшко – шарик, мокрый нос,
Он игрушка, а не пес.
Назову его Трезор,
Будем с ним ходить в дозор.

Ребёнок сгибает руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

МАРТЫШКИ

Две бесстрашные мартышки
Забрались на пальму ловко,
По лиане вниз скользят
Словно в цирке по веревке.
Кувыркаться им не лень,
Даже в самый жаркий день.

Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз, синхронно произносить текст стихотворения.

ЗАЯЦ

Сидит заяц под кустом,
Здесь его семья и дом,
И верхушки длинных ушек
Все трепещут на макушке.
В его доме нет дверей,
Как спастись от злых зверей.

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

СКРИП СКРИПОВИЧ

Скрип Скрипович Скрипунов
Весел был, вполне здоров,
Но скрипел и день и ночь,
Как бедняжечке помочь?
Не болел он страшным гриппом
А пугал своим он скрипом
Волка, зайца и лису,
Так как жил в глухом лесу.
И никто не догадался, что
Скрип Скрипыч не трещал,
Не скрипел во сне зубами
Он на скрипочке играл!

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

Эти несложные и увлекательные упражнения способствуют не только развитию речи, но и созданию хорошего настроения у ребёнка. Занимайтесь с удовольствием!

Список используемой литературы:

  1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. - М.: АСТ, 2008. - 60 с.;
  2. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Гульнара Рустэмовна Шашкина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с.

Материал подготовила учитель-логопед ОЦДиК Колесникова О.Н.