arrow_back

Лень как состояние отсутствия энергии

На приеме мне часто приходится слышать: «Ой, да он ленится! Сооб-разительный же, а лениться». Давайте разберемся. Ведь ярлык «ленится» повесить на ребенка или на взрослого легко. И добавить еще пару ярлы-ков: нет мотивации, не борется с ленью. А рассмотреть, что же за этим скрывается, совсем непросто.

Для меня лень - это состояние отсутствия энергии. Поэтому говорить "ребенок ленится" - не очень корректно. И нужно разобраться, почему на конкретное дело у ребенка не хватает внутренней энергии. Когда может возникнуть состояние недостатка энергии?

Например, когда то, что от нас требуют (или мы сами от себя требуем) не очень соотноситься с нашими желаниями и потребностями. Требования и желания вступают в конфликт. И именно он может забирать энергию.

Состояние, когда мы не делаем чего-то (то, что обычно называют «ленится») можно рассматривать как сигнал «что-то идет не так». Тогда лень – это не враг, с которым принято бороться. Это – помощник. Она помогает обратить внимание на что-то в нашей жизни. А наша задача – расшифровать эту головоломку.

О чем же может говорить состояние лени?

О том, что мы устали и пора отдохнуть. Привыкнув жить в постоянном форс-мажоре, человек может перестать замечать усталость. Тогда организм начинает «разговаривать» языком лени. Это больше характерно для взрослых людей.

Для детей лень может говорить: «Пришло время ничегонеделания». Да, да, именно ничегонеделания. Родители частенько ругают детей за это. Однако это очень важное время для осмысления и переваривания того, что происходит в жизни. В период, когда кажется, что человек не занят ничем, происходит очень много важных событий во внутреннем мире ребенка (взрослого тоже): есть время на мечты и игры (а значит на развитие воображения, получения опыта проживания различных чувств), формируются связи между воспоминаниями и текущими событиями, развивается способность к анализу своих действий. Правда, есть мнение, что игры на электронных гаджетах не относится к ничегонеделанию. И тогда за отсутствием энергии, то есть ленью, может скрываться реальные усталость и апатия, а иногда за ленью может скрываться заболевание.

В любом случае, если вы замечаете за ребенком поведение, которое вам хочется назвать «он ленится», присмотритесь, что за этим кроется. Может, пришла пора не навязывать ребенку то, что ему не нравится, а дать ему возможность следовать своим желаниям. При этом учитывая, что следование желаниям полезно сопровождать установкой определенных границ. Границы для ребенка – это важные ориентиры. Они помогают ему разбираться в своих желаниях. Когда ребенок живет в согласии со своими желаниями (даже самыми неисполнимыми), у него появляется энергия творить, прыгать общаться, учиться.

В статье использованы материалы с сайта psy-practice.com/publications/psikhicheskoe-zdorove/leni-ne-sushchestvuet

Елена Болдырева, педагог-психолог ОЦДиК