Кто такие девиантные дети и особенности их поведения
Врач-психиатр Центра диагностики и консультирования детей и подростков – Сахарова Елена Александровна.
Слово «девиантное» пришло в наш язык из английского, в котором существительное «deviation» означает «отклонение». Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение, противоречащее общепринятым правилам или социальным нормам. Это могут быть проявления у субъекта алкоголизма, наркомании, суицидальных наклонностей, склонности к насилию, потребности в совершении хулиганских действий. Все это – особенности девиантного поведения детей или подростков, начиная с возраста 12-13 лет.
Девиантное поведение детей принято делить на три типа:
деструктивное (человек причиняет вред самому себе, например, когда имеет суицидальные наклонности);
асоциальное (от поведения человека страдает не только он сам, но и другие члены общества, например, алкоголизм);
противоправное (поведение по отношению к другим, прямо запрещенное законом, например, грабеж или изнасилование). Предпосылки к девиантному поведению начинают развиваться в глубоком детстве, а своего пика достигают в подростковом возрасте.
Почему же так происходит и существует ли определенная группа риска детей, у которых может развиваться девиантное поведение? Причин, приводящих к девиантному поведению, существует множество.
Биологические причины. В этом случае социальной адаптации ребенка могут препятствовать различные анатомические и физиологические особенности его организма: дефекты зрения или слуха, внешняя непривлекательность, изменения во внешности, вызванные травмой и другими причинами. Дети или подростки, непохожие на своих сверстников, вызывают со стороны последних негативное отношение, а в качестве ответной реакции начинают проявлять девиантное поведение.
Психологические причины. К ним относятся нервно-психические заболевания или пограничные расстройства, которыми может страдать ребенок (диспропорции в уровне и темпах развития личности, резкие колебания настроения, упрямство, чрезмерная самоуверенность и категоричность, сочетающаяся с чувствительностью и неуверенностью в своих силах).
Социальные причины. Это дефекты и просчеты в семейном, дошкольном, школьном и общественном воспитании ребёнка, экономическое положение семей, в которых воспитываются дети, морально-психологический климат в семье. В большинстве случаев девиантное поведение у детей может формироваться в период взросления и перехода от детского к подростковому возрасту. При переходе к «взрослой жизни» происходит бурная перестройка психики ребенка. Меняются и перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие, мир чувств и эмоций. У человека появляются новые черты характера, формируется его темперамент. В этот важный период может окончательно сформироваться девиантное поведение. Оно возникает не по причине генетической предрасположенности, а в следствие неудачной социализации личности. На это также может повлиять социальное окружение вашего ребенка (так называемое «влияние улицы», «дворовые университеты»).
Основными формами проявления девиантного поведения у детей являются: курение табака, употребление алкогольных напитков, подростковая наркомания, нецензурная брань, немотивированные проявления агрессии, склонность к бродяжничеству и уходам из дома, склонность к воровству, суицидальное поведение, сексуальная расторможенность.
Рекомендации родителям ребенка с девиантным поведением.
Начинать профилактику нужно с самого рождения, с детства объяснять малышу, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок в первую очередь ищет понимание и поддержку у родителей, в отношениях с подростком обязательно присутствие доверия. При этом не должно быть ощущения того что вы вторгаетесь в его дела, он добровольно должен впускать вас в свою личную жизнь. На примере различных жизненных ситуаций вы должны объяснять, что проблемы нужно решать, а не бежать от них.
Помимо родителей профилактическую работу следует проводить в детских садах и школах. Воспитателям, учителям и школьным психологам следует следить за тем, какой климат в их классе или группе. Важно организовывать различные мероприятия, походы, концерты, всевозможные психологические тренинги. Таким образом, чтобы проводимые мероприятия были интересны подросткам.
Если помочь девиантному ребенку своими силами не удается, следует обратиться к врачам-неврологам или психиатрам. Они имеют опыт по коррекции девиантного поведения детей с применением различных методов, а в некоторых случаях и нужных лекарственных средств.
Крайне важно, чтобы ребенок никогда не чувствовал себя одиноко, у него должна быть уверенность в себе и близких. Подросток, разумеется, будет совершать ошибки, но он должен всегда знать, что в любой ситуации есть люди, которые в него верят и никогда не оставят одного в безвыходной ситуации.
Любите своих детей, умейте слушать, а самое главное – услышьте их!!!