arrow_back

Коррекция трудностей обучения школьников. Методы коррекции внимания. Дыхательные упражнения.

Становление произвольной активации психических процессов, среди которых особое место занимает внимание, длительный, поэтому уязвимый процесс. Исследования физиологов показывают, что в возрасте 6-7 лет более простая эмоциональная система активации мозга уступает ведущее место новой, связанной с речевой произвольной регуляцией действий. Поэтому в основе упражнений, предназначенных для коррекции колебаний внимания и работоспособности, лежит следующий принцип: слова взрослого, активизирующие деятельность ребенка, должны усвоиться школьником и превратиться во внутреннюю речь, регулирующую поведение. Поскольку оптимальный уровень умственной работоспособности недостижим в отсутствие физического благополучия школьника, упражнения направлены на обучение правильному дыханию, навыкам самомассажа, релаксации и концентрации на своих ощущениях. 

Одной из важнейших целей обучения детей правильному дыханию является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания- единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанному и сознательному контролю. Правильное дыхание оптимизирует газообмен и мозговое кровообращение, что необходимо для эффективной умственной деятельности. Дыхание должно быть глубоким и сочетать «грудные» и «брюшные» движения. Начинать приспосабливаться к дыхательной гимнастике лучше с простого упражнения. Необходимо принять удобное положение и расслабиться, выдохнуть затем подождать, когда организм захочет сделать вдох, и глубоко вдохнуть до легкого и приятного ощущения. При этом необходимо следить за тем, чтобы плечи не шевелились, а диафрагма, наоборот, двигалась. Для того чтобы ребенку проще было освоить эту технику, предложите ему поместить руку в область диафрагмы и почувствовать, как она поднимается в зависимости от дыхания. Сделать дыхание равномерным позволяет выделение в нем 4 равных по времени этапа: вдох-задержка-выдох-задержка. Каждый из них может составлять 2-3 секунды с постепенным увеличением до 6-7 секунд. Следует так же положить одну руку на грудь, а другую на живот, чтобы лучше контролировать полноту дыхательных движений. Длительность исполнения дыхательных упражнений индивидуальна. Каждый человек уникален, поэтому необходимо прислушиваться к организму прислушивайтесь к организму.

Подготовила учитель-дефектолог ОЦДиК
Евсеева А. В.