arrow_back

Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Одним из важнейших принципов работы с детьми раннего и младшего возраста является принцип ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка. Все занятия проводятся в присутствии родителей и при активном их участии, что обусловлено особенностями детей раннего возраста. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в систему «специалист-ребенок-родитель». Присутствие на занятии близкого человека повышает безопасность ребенка и снижает его тревожность, повышает активность, создает комфортные условия для проведения занятия. В ходе коррекционных занятий обращается внимание родителей на то, как и чем заниматься, происходит знакомство семьи с возрастными нормами развития, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия взрослого и ребенка. Стоит отметить, что комплексный подход к решению проблем ребенка имеет особое значение. Только совместное медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, а также активное участие родителей обеспечивают эффективность коррекционных мероприятий.

Работа в семье над когнитивным (познавательным) развитием ребенка. Советы для неравнодушных родителей.

Успешность познавательного развития во многом определяется уровнем развития сенсорных процессов, т. е. тем, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Формирование представлений об окружающем мире предусматривает освоение детьми формы, величины, цвета предметов.

Упражнения на развития представлений о величине.

  • Выбор из двух предметов большего или меньшего.
  • Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы по принципу «такой-не такой»
  • Выбор предметов одного размера из группы однородных разновеликих предметов.
  • Сортировка разнородных предметов по цвету.
  • Выделение разных измерений предмета (длины, ширины, высоты).
  • Закрепление эталона-выстраивание предметов в убывающие (увеличивающиеся ряды).

В работе можно использовать одноцветные пирамидки с 3–5 кольцами, матрешки, игрушки и фигуры разных размеров, картинки с изображениями предметов разной величины.

Упражнения на развитие представлений о форме.

  • Выбор предметов по форме по принципу «такой-не такой»
  • Раскладывание предметов, резко отличающихся по форме.
  • Раскладывание предметов, близких по форме.
  • Выбор двух заданных форм из четырех.

Эталонами формы являются геометрические формы. Плоские фигуры отражают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета- его контур. Начинать знакомство ребенка с формами целесообразно с круга и квадрата, т. к. они отражают форму близких ребенку предметов (мяча, кубика).

Упражнения на развитие представлений о цвете.

  • Выбор предметов одного цвета; последовательное ознакомление ребенка с разнообразными цветами.
  • Группировка предметов разных по форме, размеру, назначению, имеющих одинаковый цвет.
  • Сортировка предметов двух и более цветов: контрастных, близких по цвету.
  • Выделение и узнавание оттенков.

Следует отметит, что к 3 годам ребенок должен знать и называть 4 основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Работу над оттенками цветов целесообразнее проводить после 4 лет., т. к. с этого возраста ребенок способен воспринимать такие цветовые качества, как насыщенность и светлота.

Статью подготовила учитель-дефектолог ОЦДиК Евсеева А. В.
С использованием следующей литературы:

  1. «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста» под ред. Серебряковой Н. В.;
  2. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада.» Богуславская З. М. и Смирнова Е. О.;
  3. «Чего на свете не бывает? Занимательные игры с детьми» под ред. Агаевой Е. Л.