arrow_back

Коротко об обидах и способах их нейтрализации

Обида - реакция человека на несправедливо причинённое ему огорчение, оскорбление, а также вызванные этим огорчением отрицательно окрашенные эмоции и чувства.

Способность испытывать обиду не является врожденной. Она приобретается нами с опытом общения в различных жизненных ситуациях и начинает свое бурное развитие одновременно с потребностью в признании и уважении, когда формируется самооценка. Особо заметно способность обижаться проявляется в старшем дошкольном возрасте.

В случае острого переживания обиды (когда задето самолюбие) могут проявиться такие деструктивные эмоции как гнев и агрессия.

Детям в силу возраста сложно осознавать свои чувства. Они плохо умеют анализировать причины появления негативных эмоций, и слабо умеют справляться с таким неприятным чувством как обида. Поэтому они часто включают агрессию в отношении виновника своей обиды.

Однако обида проявляется по-разному: одни дети сильно гневаются, другие отворачиваются и прекращают общение с обидчиком. Конечно же, с возрастом ребёнок научится переживать обиду не так демонстративно. Однако переживания при этом не перестанут быть менее болезненными, самооценка по-прежнему может быть неустойчивой, а отношения с окружающими по-прежнему не складываться. В последствии такой ребенок, став взрослым, все также будет не уметь справляться с обидой, что может выражаться в замкнутости, неуверенности в себе, неконтролируемом страхе или тревоге.

Что же делать, чтобы не допустить негативных последствий обиды у ребенка?

Прежде всего научить его распознавать обиду, понимать ее причины и справляться с ней, не допуская ее перехода в гнев или приступы агрессии. Так, заметив, что ребенок испытывает чувство обиды, можете сделать следующее:

  1. поговорите с ребенком о том, то происходит с ним, отразите в словах его внутреннее состояние, это поможет ему справиться с неосознаваемыми эмоциями.
    В беседе используйте такие фразы, как «Тебе, наверное, было очень обидно, когда...», «Да, на твоём месте любому человеку было бы обидно»; «Понимаю, что очень неприятно и обидно, когда что-то происходит не так, как ты хочешь»; «Знаю, когда так обидно, хочется закричать или не разговаривать с этим человеком».
  2. обсудите, каким образом, не навредив себе и окружающим, можно выразить свой гнев. Подскажите ребёнку фразы, которые он может использовать в отношении обидчика, например: «Мне не нравится, когда ты...»; «Пожалуйста, больше так не делай», «Я очень злюсь, когда … или из-за того, что ты делаешь...».
  3. можно использовать различные психологические техники (визуализации или проективные) и предложить ребенку трансформировать обиду. Например, взять шарик, надуть его и мысленно поместить всю обиду внутрь, а затем шарик лопнуть. Или можно нарисовать обиду, а затем дорисовать, добавить в нее то, что изменит ее до степени комфортности, если же обида вызывает очень сильные эмоции можно порвать рисунок или сжечь безопасным способом.
  4. расскажите ребёнку, что люди могут вести себя по-разному в ситуациях, когда что-то происходит не так, как им хочется. Одни, обижаясь, перестают разговаривать с обидевшим их человеком, уходят, жалуются, ведут себя как жертвы, а другие же открыто говорят о том, с чем они не согласны, и стремятся договориться.

Особо важно объяснить ребёнку, что, если его кто-то оскорбляет или унижает, то стоит подумать и принять решение, следует ли с таким человеком продолжать общение.

Если же вы не находите в себе сил, чтобы справитесь самостоятельно с задачей научить ребенка экологично справляться с обидой – обращайтесь за помощью к психологу.

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович