Коротко об обидах и способах их нейтрализации
Обида - реакция человека на несправедливо причинённое ему огорчение, оскорбление, а также вызванные этим огорчением отрицательно окрашенные эмоции и чувства.
Способность испытывать обиду не является врожденной. Она приобретается нами с опытом общения в различных жизненных ситуациях и начинает свое бурное развитие одновременно с потребностью в признании и уважении, когда формируется самооценка. Особо заметно способность обижаться проявляется в старшем дошкольном возрасте.
В случае острого переживания обиды (когда задето самолюбие) могут проявиться такие деструктивные эмоции как гнев и агрессия.
Детям в силу возраста сложно осознавать свои чувства. Они плохо умеют анализировать причины появления негативных эмоций, и слабо умеют справляться с таким неприятным чувством как обида. Поэтому они часто включают агрессию в отношении виновника своей обиды.
Однако обида проявляется по-разному: одни дети сильно гневаются, другие отворачиваются и прекращают общение с обидчиком. Конечно же, с возрастом ребёнок научится переживать обиду не так демонстративно. Однако переживания при этом не перестанут быть менее болезненными, самооценка по-прежнему может быть неустойчивой, а отношения с окружающими по-прежнему не складываться. В последствии такой ребенок, став взрослым, все также будет не уметь справляться с обидой, что может выражаться в замкнутости, неуверенности в себе, неконтролируемом страхе или тревоге.
Что же делать, чтобы не допустить негативных последствий обиды у ребенка?
Прежде всего научить его распознавать обиду, понимать ее причины и справляться с ней, не допуская ее перехода в гнев или приступы агрессии. Так, заметив, что ребенок испытывает чувство обиды, можете сделать следующее:
- поговорите с ребенком о том, то происходит с ним, отразите в словах его внутреннее состояние, это поможет ему справиться с неосознаваемыми эмоциями.
В беседе используйте такие фразы, как «Тебе, наверное, было очень обидно, когда...», «Да, на твоём месте любому человеку было бы обидно»; «Понимаю, что очень неприятно и обидно, когда что-то происходит не так, как ты хочешь»; «Знаю, когда так обидно, хочется закричать или не разговаривать с этим человеком». - обсудите, каким образом, не навредив себе и окружающим, можно выразить свой гнев. Подскажите ребёнку фразы, которые он может использовать в отношении обидчика, например: «Мне не нравится, когда ты...»; «Пожалуйста, больше так не делай», «Я очень злюсь, когда … или из-за того, что ты делаешь...».
- можно использовать различные психологические техники (визуализации или проективные) и предложить ребенку трансформировать обиду. Например, взять шарик, надуть его и мысленно поместить всю обиду внутрь, а затем шарик лопнуть. Или можно нарисовать обиду, а затем дорисовать, добавить в нее то, что изменит ее до степени комфортности, если же обида вызывает очень сильные эмоции можно порвать рисунок или сжечь безопасным способом.
- расскажите ребёнку, что люди могут вести себя по-разному в ситуациях, когда что-то происходит не так, как им хочется. Одни, обижаясь, перестают разговаривать с обидевшим их человеком, уходят, жалуются, ведут себя как жертвы, а другие же открыто говорят о том, с чем они не согласны, и стремятся договориться.
Особо важно объяснить ребёнку, что, если его кто-то оскорбляет или унижает, то стоит подумать и принять решение, следует ли с таким человеком продолжать общение.
Если же вы не находите в себе сил, чтобы справитесь самостоятельно с задачей научить ребенка экологично справляться с обидой – обращайтесь за помощью к психологу.
Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович