Консультация для родителей (законных представителей) на тему: «Игры для детей дошкольного возраста»
Игра – это основной вид детской деятельности, через которую у ребенка не только развиваются игровые навыки и умения, но и познавательные процессы, в том числе и речь.
Игр, направленных на речевое и познавательное развитие дошкольников, очень много. Сегодня я хочу предложить Вам игры и упражнения по лексической теме «Весна». Ведь весной день становится все длиннее, температура воздуха за окном все выше и выше, а это значит, можно играть не только дома, но и на свежем воздухе. Весна — это время перемен. Пора и Вам, уважаемые родители, обновить набор стандартных игр для детей и добавить новые – развивающие любознательность, память, расширяющие детский кругозор и речевую активность.
Такие игры обязательно понравятся вашим детям. Я думаю, самое важное, в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет играть в предложенную Вами игру, перенесите игру-занятие на более подходящей для этого момент.
Приятных Вам совместных игр!
1. Игра «Поможем солнцу»
Цель: упражнять в подборе определений к существительному «солнце».
Описание игры: нарисуйте на листе бумаги (или если Вы проводите игру на улице, то на земле или на песке) солнце (без лучей). И попросите ребенка подобрать как можно больше слов- определений к слову «солнце». Каждое слово будет одним лучиком.
2. Игра с мячом «Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Описание: взрослый произносит стихотворение:
Мячик маленький поймай.
Да словечком приласкай.
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет любое слово на тему «Весна», например, ручей, а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет это слово ласково – ручеек.
Солнце - (солнышко)
Гнездо - (гнездышко)
Лист – (листик) и т. д.
3. Игра «Поймай весну в ладоши»
Цель: развитие слухового внимания.
Описание: взрослый произносит ребенку слова. Если слово относится к весенней тематике, то ребенок должен хлопнуть в ладоши (или присесть, или подпрыгнуть).
Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тепло, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко.
4. Игра «Дождик»
Цель: развитие слухового внимания, координации речи с движением.
Описание: взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок слушает стих и весело пальчиками выполняет движения по тексту.
Дождик капает немножко
И на ручки, и на ножки.
На головку - кап-кап!
И на ушки - кап-кап!
Нам на щёчки - кап-кап!
И на носик - кап-кап!
Нам на плечи - кап-кап!
И на грудь нам - кап-кап!
На животик - кап-кап!
На коленки - кап-кап!
Намочил он нас водой.
Что за дождик озорной!
5. Игра «Почки, листики, цветочки»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, развитие моторики.
Описание: взрослые произносит, например, слово «почка» - ребенок должен показать кулачки, когда слово «листики» - должен показать ладошки, а когда слово «цветочки» - должен растопырить пальцы.
6. Игра «Я знаю пять…»
Цель: развитие умения классифицировать предметы.
Описание: ребенку предлагается назвать по пять названий, относящихся к определенной группе (это могут быть названия предметов, растений, животных и т.п.)
Я знаю 5 перелетных птиц: …
Я знаю 5 первоцветов: …
Я знаю 5 насекомых: …
Я знаю 5 зверей, проснувшихся от зимней спячки: …
Я знаю 5 названий деревьев: …
7. Игра «Что лишнее?»
Цель: развитие мышления, слухового внимания.
Описание: взрослый произносить четыре слова, а ребенок должен назвать одно из слов, которое не подходит к трем другим словам.
Слова: август, март, апрель, май; почки, проталины, ледоход, листопад;
грач, скворец, снегирь, журавль; ромашка, одуванчик, ландыш, подснежник.
Капель, первоцвет, фрукты, листва.
8. Игра «Цвет и ответ»
Цель: развитие цветовосприятия, умения составлять словосочетания, развитие мышления.
Описание: взрослый предлагает ребенку подобрать названия трех предметов такого же цвета.
Слова: монета такого же цвета, как …
Одуванчик такого же цвета, как …
Ствол дерева такого же цвета, как …
Подснежник такого же цвета, как …
Радуга такого же цвета, как …
Елка такого же цвета, как …
Пример: Монета такого же цвета, как: мамина цепочка, кастрюля, половник, столовая ложка, вилка.
9. Игра с мячом «Один – много»
Цель: употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Описание: взрослый читает стихотворение, а ребенок договаривает слова во множественном числе:
Мы – волшебники немного:
Был один, а станет много.
Одна незабудка - много незабудок.
Один ландыш - много ...
Один одуванчик - много ...
Одна мать-и-мачеха - много...
Список используемой литературы:
- Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта для детей 6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017. – 128 с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 224 с.
- Теремкова Н.Э. Практический тренажер по развитию речи, внимания, памяти, мышления, восприятия. – Москва: Издательство «Стрекоза», 2018. – 41 с.
- Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас. – Екатеринбург: ООО «Издательство дом «Литур», 2018. – 24 с.
Материал подготовила учитель-дефектолог ОЦДиК в г. Гусеве Т.В. Кузнецова