arrow_back

Консультация для родителей (законных представителей) на тему: «Игры для детей дошкольного возраста»

Игра – это основной вид детской деятельности, через которую у ребенка не только развиваются игровые навыки и умения, но и познавательные процессы, в том числе и речь. 

Игр, направленных на речевое и познавательное развитие дошкольников, очень много. Сегодня я хочу предложить Вам игры и упражнения по лексической теме «Весна». Ведь весной день становится все длиннее, температура воздуха за окном все выше и выше, а это значит, можно играть не только дома, но и на свежем воздухе. Весна — это время перемен. Пора и Вам, уважаемые родители, обновить набор стандартных игр для детей и добавить новые – развивающие любознательность, память, расширяющие детский кругозор и речевую активность.

Такие игры обязательно понравятся вашим детям. Я думаю, самое важное, в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет играть в предложенную Вами игру, перенесите игру-занятие на более подходящей для этого момент.

Приятных Вам совместных игр!

 

1. Игра «Поможем солнцу»

Цель: упражнять в подборе определений к существительному «солнце».

Описание игры: нарисуйте на листе бумаги (или если Вы проводите игру на улице, то на земле или на песке) солнце (без лучей).  И попросите ребенка подобрать как можно больше слов- определений к слову «солнце». Каждое слово будет одним лучиком. 

2. Игра с мячом «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Описание: взрослый произносит стихотворение:

Мячик маленький поймай.

Да словечком приласкай.

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет любое слово на тему «Весна», например, ручей, а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет это слово ласково – ручеек.

Солнце - (солнышко)

Гнездо - (гнездышко)

Лист – (листик) и т. д.

3. Игра «Поймай весну в ладоши»

Цель: развитие слухового внимания.

Описание: взрослый произносит ребенку слова. Если слово относится к весенней тематике, то ребенок должен хлопнуть в ладоши (или присесть, или подпрыгнуть).

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тепло, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко.

4. Игра «Дождик»

Цель: развитие слухового внимания, координации речи с движением.

Описание: взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок слушает стих и весело пальчиками выполняет движения по тексту. 

Дождик капает немножко

И на ручки, и на ножки.

На головку - кап-кап!

И на ушки - кап-кап!

Нам на щёчки - кап-кап!

И на носик - кап-кап!

Нам на плечи - кап-кап!

И на грудь нам - кап-кап!

На животик - кап-кап!

На коленки - кап-кап!

Намочил он нас водой.

Что за дождик озорной!

5. Игра «Почки, листики, цветочки»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, развитие моторики.

Описание: взрослые произносит, например, слово «почка» - ребенок должен показать кулачки, когда слово «листики» - должен показать ладошки, а когда слово «цветочки» - должен растопырить пальцы. 

6. Игра «Я знаю пять…»

Цель: развитие умения классифицировать предметы.

Описание: ребенку предлагается назвать по пять названий, относящихся к определенной группе (это могут быть названия предметов, растений, животных и т.п.)

          Я знаю 5 перелетных птиц: …

          Я знаю 5 первоцветов: …

          Я знаю 5 насекомых: …

          Я знаю 5 зверей, проснувшихся от зимней спячки: …
          Я знаю 5 названий деревьев: …

7. Игра «Что лишнее?»

Цель: развитие мышления, слухового внимания.

Описание: взрослый произносить четыре слова, а ребенок должен назвать одно из слов, которое не подходит к трем другим словам.

Слова: август, март, апрель, май; почки, проталины, ледоход, листопад; 

грач, скворец, снегирь, журавль; ромашка, одуванчик, ландыш, подснежник.

Капель, первоцвет, фрукты, листва.

8. Игра «Цвет и ответ»

Цель: развитие цветовосприятия, умения составлять словосочетания, развитие мышления. 

Описание: взрослый предлагает ребенку подобрать названия трех предметов такого же цвета. 

Слова: монета такого же цвета, как …

          Одуванчик такого же цвета, как …

          Ствол дерева такого же цвета, как …

          Подснежник такого же цвета, как …

          Радуга такого же цвета, как …

          Елка такого же цвета, как …

Пример: Монета такого же цвета, как: мамина цепочка, кастрюля, половник, столовая ложка, вилка.

9. Игра с мячом «Один – много»

Цель: употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Описание: взрослый читает стихотворение, а ребенок договаривает слова во множественном числе:

Мы – волшебники немного:
Был один, а станет много.
Одна незабудка - много незабудок.
Один ландыш - много ...
Один одуванчик - много ...
Одна мать-и-мачеха - много...

Список используемой литературы:

  1. Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта для детей 6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017. – 128 с.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 224 с.
  3. Теремкова Н.Э. Практический тренажер по развитию речи, внимания, памяти, мышления, восприятия. – Москва: Издательство «Стрекоза», 2018. – 41 с.
  4. Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас. – Екатеринбург: ООО «Издательство дом «Литур», 2018. – 24 с.

Материал подготовила учитель-дефектолог ОЦДиК в г. Гусеве Т.В. Кузнецова