Консультация для родителей «Играя в домашних условиях, развиваем словесно-логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста»
Словесно-логическое мышление, когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов, начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются:
- умение сравнивать (находить сходства и отличия предметов и явлений), выделять существенные признаки из второстепенных,
- умение анализировать (переходить от общего к частному, делить целое на элементы) и синтезировать (переходить от частного к общему, объединять элементы в единое целое),
- умение обобщать (объединять предметы и явления по основным, значимым признакам) и классифицировать (объединять предметы в группы по значимым либо второстепенным признакам),
- умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.
Поэтому словесно-логическое мышление предполагает не только развитые мыслительные процессы, но и хорошее владение речью, чтобы уметь сформулировать и выразить свои мысли словами.
Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры не только формируются качества личности, такие как сообразительность, находчивость, самостоятельность, закрепляются ранее полученные знания, а также ребёнок приобретает новые умения и навыки, вырабатывает усидчивость, развивает умственные способности.
Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения на развитие словесно-логического мышления, проведение которых не требует никаких специальных условий. Играть с ребёнком-дошкольником родитель может по дороге в детский сад, в автобусе, поезде, гуляя на улице, ожидая очереди к врачу, и даже в ванной комнате… Во время любых игр, чтобы они не сводились к упражнениям, могут действовать правила, которые побуждают ребёнка к правильным и быстрым ответам. Например, взрослый считает до 3-х – время, за которое надо ответить, или за неправильный ответ – штраф в виде фанта, штрафное очко.
Игра «Качества предметов»
В ходе игры ребёнок вспоминает, сравнивает и обобщает свойства разных знакомых ему предметов. Одновременно происходит закрепление таких понятий, как высота, ширина, длина и классификация предметов по форме, размеру и цвету.
Сначала вопросы задаёт взрослый, а ребёнок отвечает. Потом ведущим становится ребёнок. Вот примеры вопросов:
- Что бывает высоким? Ответ: столб, человек, дом. Можно ввести в вопрос уточнение, спросив, что выше: дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным? Что бывает коротким?
- Что бывает широким? Что бывает узким?
- Что бывает круглым? Что бывает квадратным?
- Что бывает пушистым?
- Что бывает холодным?
- Что бывает острым?
- Что бывает белым? Что бывает чёрным?
Можно развивать умение узнавать предмет по нескольким заданным признакам.
- Назови предмет, про который можно сказать: жёлтый, продолговатый, кислый; продолговатый, зелёный, твёрдый, съедобный; пушистый, ходит, мяукает; гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
Игра «Найди сходства и различия»
Ребёнку называют два слова-предмета. Он должен провести их сравнение, отметить общее (сходство) и разное (различие).
Например: муха и бабочка, соловей и воробей, дом и избушка, лето и зима, стул и диван, берёза и ель, самолёт и автомобиль, заяц и кролик, очки и бинокль, девочка и мальчик, слива и персик, топор и молоток, маленькая девочка и кукла, кошка и белка, апельсин и оранжевый мячик такого же размера, фломастер и мел, рассказ и стихотворение, сани и телега, лиственное дерево и хвойное дерево и т. д.
Игра «Чего больше?»
Ребёнок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берёз или деревьев, клубники или ягод, комаров или насекомых, цветов или тюльпанов, кошек или животных, квадратов или геометрических фигур, пирожных или сладостей?» — и объяснить свой ответ.
Игра «Назови одним словом» или «Подбери общее понятие»
Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединённых по общему признаку, и просите ребёнка назвать их одним словом. Примеры заданий:
«Брат, сестра, бабушка, тётя, папа» (родственники).
«Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары).
«Поезд, велосипед, самолёт, автомобиль, корабль» (транспорт).
«Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).
«Черника, клубника, смородина, крыжовник» (ягоды).
«Дом, сарай, хижина, небоскрёб» (здание).
Ещё можно использовать такой вариант игры. Предложите ребёнку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: слива, груша — ...; стол, шкаф — ...; помидор, огурец, капуста — ...; ботинок, сандалии — ...; пирамидка, мячик — ...; чашка, сковорода — ...; кошка, слон — ...; нога, голова — ...; цветок, куст — ...; лещ, щука — ...; роза, ландыш — ...; июнь, декабрь — ...; дуб, липа — ...; люстра, фонарь — ...; град, снег — ....
Это же упражнение можно усложнить, используя прилагательные (белый, синий — ...; круглый, овальный — ...) и глаголы (клюёт, летит — ...; читает, рисует — ...).
Игра «Лишнее слово»
Ребёнок должен выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, то есть отличается от других каким-либо признаком. Для остальных слов подобрать обобщающее понятие и объяснить ход своих рассуждений, то есть ребёнок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?». При выполнении данного задания при необходимости можно использовать картинки на начальном этапе.
Корова, лошадь, лев: корова и лошадь – это домашние животные (травоядные), а лев – дикое (хищник).
Ель, берёза, сосна: берёза – это лиственное дерево, а остальные деревья хвойные.
Ночник, торшер, свеча.
Брюки, шорты, юбка.
Картофель, морковь, огурец.
Петух, гусь, воробей.
Бежать, идти, стоять.
Тарелка, чашка, стол, чайник.
Молоко, творог, сметана, хлеб.
Темно, пасмурно, светло, зябко.
Берёза, осина, сосна, дуб.
Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.
Диван, стол, кресло, дерево.
Много, чисто, мало, наполовину.
Ручка, мел, пенал, кукла.
Вчера, сегодня, утром, послезавтра.
Землетрясение, тайфун, гора, смерч.
Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.
Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.
Лежать, стоять, плакать, сидеть.
Красный, синий, красивый, желтый, серый.
Молчать, шептать, смеяться, орать.
Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.
Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
Игра «Выбери нужное»
Ребёнку предлагаются варианты, в которых есть лишние слова. Нужно их найти и объяснить, почему они лишние.
• У сапога всегда есть: молния, подошва, ремешки, пуговицы.
• В тёплых краях живут: белый медведь, олень, волк, верблюд.
• Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.
• В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца.
• Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.
• У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.
• Времена года: август, осень, суббота, каникулы.
• Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, трамвай.
• У рубашки всегда есть: шнурки, карманы, рукава, пуговицы.
• У картины всегда есть: художник, рама, подпись.
Эту игру можно продолжить, придумывая свои варианты.
Игра «Ассоциация»
В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Объясните ребёнку задание: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю ещё ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись».
Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребёнок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.
Примеры заданий:
Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковёр, люстра).
Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).
Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).
Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).
Игра «Самое важное»
Взрослый называет слово, обозначающее какой-либо предмет, и просит объяснить важность данного предмета для других понятий. Какое явление или событие не может обойтись без него?
Например, даётся слово «вода». Чего не может быть без воды? Ребёнок даёт ответы: «Не будет реки, водопровода, чая, нельзя умыться, стирать вещи, утки не смогут плавать и т. д.».
Потом можно предложить ряд других предметов (например, карандаш, стекло, кирпич, дерево), пусть ребёнок вспомнит, для чего или кого они самые главные.
Игра «Противоречия» или «Скажи наоборот»
Вариант 1. Выучите стихотворение обсудите его.
Скажу я слово «ВЫСОКО»,
А ты ответишь - …(НИЗКО).
Скажу я слово «ДАЛЕКО»,
А ты ответишь - …(БЛИЗКО).
Скажу тебе я слово «ТРУС»,
Ответишь ты - …(ХРАБРЕЦ).
Теперь «НАЧАЛО», я скажу,
Ну, отвечай - … (КОНЕЦ).
Для развития умение подбирать слова, противоположные по значению, предложите ребёнку найти признаки одного предмета, противоречащие друг другу. Например: книга - тёмная и белая одновременно (обложка и листы), утюг - горячий и холодный, лопата - острая и тупая, гуси - домашние и дикие, бумага – гладкая и мятая, музыка громкая и тихая, панама старая и новая, до дома близко и далеко, иду направо и налево, и т. п.
Вариант 2. Прочитайте стихотворение:
Яблоко
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок - высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка - далеко.
А теленок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыпленок - тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно:
Кислое, зачем оно?
«Что вы! - шепчет червячок. –
Сладкий у него бочок».
Г. Сапгир
Обсудите стихотворение и обратите внимание ребёнка на то, что один и тот же предмет, одно и то же явление можно охарактеризовать по-разному, в зависимости от точки зрения, как в прямом, так и в переносном смысле.
Продолжите игру «Я буду говорить слово, а ты только наоборот: весёлый – грустный, быстрый – медленный, красивый – безобразный, пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый, тяжёлый – легкий, твёрдый – мягкий, шершавый – гладкий и т. д.».
Игра «Я беру с собой в дорогу»
Вам понадобятся картинки с изображениями одиночных предметов. Выложите изображения вниз картинкой. Предложите ребёнку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо подготовиться, запастись всем необходимым. Попросите ребёнка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребёнок достаёт изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно предлагать различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.
Игра «Как интересно»
Назовите ребёнку какое-нибудь слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Задание состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени (1–3 минуты) придумать как можно больше предложений-ситуаций с заданным словом.
Например, вы называете слово «карандаш», а ребёнок придумывает как можно использовать этот предмет: «Карандашом можно рисовать в альбоме, писать в тетради. Использовать как палочку, как указку, как градусник для куклы» и т.д.
Игра «Верю – не верю»
Вы говорите какую-то фразу, а ребёнок должен определить, это правда или выдумка. Научите своего ребёнка рассуждать, пусть он не спешит всё принимать на веру.
Примеры фраз:
«Все люди спят».
«Все яблоки сладкие».
«Дождь бывает холодный и теплый».
«Все животные впадают в зимнюю спячку».
«Летом мы ходим в шубах».
«Слоны умеют летать».
«Арбузы растут на деревьях».
«Корабли плавают по суше».
«Зимой всегда пасмурно».
«Солнце светит только утром и вечером».
«Ни один человек не может жить без воды».
Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребёнок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает.
Примеры фраз:
«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)
«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)
«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)
«По воде можно ходить». (Да, если она замёрзнет.)
«Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например, курица, индюк, страус, киви, пингвин).
Игра «Так бывает или нет?»
По правилам игры ребёнку требуется заметить в стихотворениях все нелепицы и небылицы, наиболее полно и связно объяснить, в чём неясность, неправдоподобность изложенной ситуации.
«Это правда или нет?»
Тёплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
Л. Станчев
***
Сел воробушек на дом,
Провалилась крыша в нём.
Под березою с котом
Пляшут польку мыши.
Рыбка с мостика нырнула,
Вскрикнула и утонула.
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Возле речки, ну дела,
Серого обогнала!
Игра «Отгадай и расскажи»
С целью активизации словарного запаса детей и закрепления умения выделять существенные признаки предметов, ребёнку предлагается отгадать загадку и объяснить свой ответ.
Например, вот такие загадки можно предложить ребёнку 6-7 лет.
Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные.
Пахучие котлеты, салаты, винегреты, все завтраки, обеды?
(повар)
Наступили холода, обернулась в лед вода,
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(зима)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень сладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(морковь)
Лоскуток на лоскутке
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке.
(капуста)
Существует много сборников загадок для детей, например, «1500 загадок» (автор В.Г. Дмитриева), «1000 загадок» (составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина), «Сборник загадок» (составитель Т.М. Карпенко), в которых собраны загадки по всем основным темам. Какие загадки использовать – решайте сами, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей своего ребёнка. Главное, помните, что загадка должна вызывать определённые, соразмерные с возможностями ребёнка, трудности, преодолевая которые и находя правильный ответ, он будет чувствовать себя успешным.
Также для эффективного совершенствования логического мышления и речи старших дошкольников во время занятий с ребёнком в домашних условиях можно использовать и другие игровые упражнения, задания, например, которые предложены в пособиях Т.А. Ткаченко «Логические упражнения для развития речи. Альбом дошкольника» и Е. Лазарь «Развиваем мышление, внимание, память» из серии «Экспресс-курс подготовки к школе».
Предлагайте ребёнку побольше логических задач разных типов и разной сложности, обязательно рассуждайте вместе, спрашивайте, как он пришёл к тем или иным решениям. Попросите пересказать сюжет фильма или мультфильма, обсуждайте поведение героев и возможные мотивы их поведения. Сочиняйте вместе сказки с логичным развитием сюжета, но неожиданными героями или событиями. Обсуждайте события из жизни, задавайте вопросы, подводя ребёнка к тому, чтобы он увидел и объяснил причины событий и их последствия.
Регулярные занятия в домашних условиях по совершенствованию мыслительных операций не только существенно повысят готовность ребёнка к познавательной деятельности и интерес к интеллектуальным задачам, доставят удовольствие от их выполнения, но и подготовят его к обучению в школе.
Составитель: учитель-логопед ОЦДиК Стефаненко Светлана Николаевна.