arrow_back

Комплексный подход в коррекции речевых нарушений

Работая учителем-логопедом, нередко приходится сталкиваться с непониманием родителями своей роли в коррекции нарушений речи у детей. В настоящее время среди родителей распространена позиция «Главное – найти хорошего логопеда, а дальше специалист всё сделает и проблемы с речью у моего ребенка будут решены». К сожалению, эта установка в корне ошибочна и представляет собой ни что иное, как перекладывание ответственности на другого и самоустранение от участия в процессе коррекции.

Нарушения речи у детей всегда являются следствием, а причины их возникновения могут быть различны.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют:

1) Внутриутробную патологию – воздействие на плод во время беременности. Внутриутробная патология может быть обусловлена хроническими и инфекционными заболеваниями матери во время беременности, токсикозами беременности, иммунологической несовместимостью крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВ0 и другим антигенам эритроцитов), интоксикацией, приемом лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, алкоголизмом и курением во время беременности.

2) Повреждения при родах, обусловленные акушерской патологией (затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, преждевременная отслойка плаценты, обвитие пуповиной, неправильное положение плода и др.). Также имеют значение акушерские манипуляции, которые могут повредить нервную систему плода.

3) Воздействия различных неблагоприятных факторов после рождения. Исследователи выделяют внутренние и внешние причины, воздействующие на нервную систему ребёнка и приводящие к речевым нарушениям.
К внутренним причинам относятся:
– опухоли, черепно-мозговые травмы, заболевания головного мозга;
– тяжёлые заболевания дыхательных путей, которые вызывают гипоксию мозга и тормозят созревание мозговых структур;
– заболевания ЛОР-органов;
– заболевания, связанные с нарушением обмена веществ.

Внешние причины речевых нарушений – это социально-психологические причины, основными из которых являются:
– неправильное речевое окружение. Речь развивается по подражанию, поэтому общаясь с членами семьи, имеющими нарушения речи, ребёнок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков Л и Р; нарушения темпа речи, нечёткость произношения. Известны случаи появления заикания по подражанию;
– дефицит (недостаток) речевого общения с окружающими;
– педагогическая запущенность – отклонение от нормы в развитии ребёнка, обусловленное недостатками обучения и воспитания; – двуязычие в семье;
– неправильные методы воспитания, неправильные взаимоотношения в семье. Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

Ведущее место в перинатальной патологии нервной системы занимают асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов) и родовая травма. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. В зависимости от локализации поражений мозга возникают различные нарушения речи. Очень часто в родах происходит травма шейного отдела позвоночника, в результате которой нарушается кровоток в позвоночных артериях, и одним из последствий такой травмы тоже является возникновение речевой патологии у ребёнка.

Таким образом, мы видим, что нарушения речи не возникают сами по себе, и нужно воздействовать не только на следствие, но и на причину. И здесь приходит на помощь один из основополагающих принципов логопедической работы – принцип комплексности. Он подразумевает комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие при коррекции речевых расстройств. Зачастую ребёнку требуется не только логопедическая, но и медицинская помощь, поэтому не стоит паниковать, когда после проведённой логопедической диагностики, учитель-логопед направляет вашего ребёнка на консультацию к врачу – неврологу, психиатру, ЛОРу, стоматологу. В ряде случаев, своевременная медицинская диагностика и последующее лечение является обязательным условием для устранения речевой патологии.

Ещё одним из важнейших компонентов комплексного подхода является выполнение родителями заданий логопеда. На разных этапах коррекции учитель-логопед даёт различные задания родителям. Все они направлены на то, чтобы полученные ребёнком знания превратились в навыки. Этого невозможно добиться без ежедневного закрепления пройденного материала или нового умения, и в этом роль родителей неоценима. Логопед может поставить ребёнку все отсутствующие или нарушенные звуки, но только от родителей зависит, будет ли ребёнок произносить эти звуки правильно в самостоятельной речи. В моей практике встречались такие случаи, когда родители легкомысленно относились к рекомендациям логопеда, не выполняли заданий, направленных на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, не контролировали речь ребенка и, после завершения занятий с логопедом, все поставленные звуки были постепенно ребенком утрачены. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что результат коррекционной работы над речевыми нарушениями, в первую очередь зависит от степени включенности родителей в этот процесс.

Процесс коррекции речевых нарушений можно сравнить с механизмом, для слаженной и эффективной работы которого важен каждый компонент. «Поломка» или отсутствие одного из компонентов этого механизма влечет за собой снижение результативности его работы или полную его остановку.

Список литературы:
1. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 1987;
2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1999;
3. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.

Материал подготовил учитель-логопед Кулиш Светлана Сергеевна.