Каникулы закончились: основы родительской поддержки
Первый день после каникул, особенно летних, как барьер между беззаботными днями и школьными обязанностями. Кто-то его преодолевает с радостью от встреч, кто-то по привычке «все дети ходят в школу», кто-то с грустью и печалью «опять в школу, опять уроки».
Здорово, если рядом с ребенком будут взрослые, готовые его поддержать, пока идет перестройка с каникулярного режима на школьный. Тогда и барьеры будут вовсе не барьерами, а ступеньками… к следующим каникулам.Б.
Как и чем может поддержать взрослый:
- помочь ребенку понять, что он чувствует, когда жалуется, что он устал, его не понимают в школе (чувство обиды), его не вызывают к доске (чувство разочарования), его неожиданно спрашивают (чувство растерянности), ему поставили «2» (чувство злости). Помочь – значит назвать это чувство: «похоже, ты сейчас чувствуешь злость?».Б.
- позволить ребенку испытывать эти чувства, позволить ему чего-то не хотеть (это самое сложное для родителей, но очень важное).
- не предлагать готовых решений, когда у ребенка что-то не получается. А поговорить с ним, как, например, герои этого диалога:
Д – дочка, М – мама:
Д: Света опять порвала мой рисунок!
М: о, это неприятно. Тебе, наверно, обидно? (пауза)
Д: да!
М: Я могу тебе чем-то помочь?
Д: не знаю…
М: Что будешь делать?
Д: а я ей тоже что-нибудь порву!
М: похоже, что ты очень сердита на нее.
Д: очень.
М: Ну, как вариант, порвать рисунок. Еще есть идеи?
Д: нет
М: хм, у меня есть идея. Хочешь поделюсь?
Д: ну давай
М: я бы спросила у нее, зачем она это делает и еще спросила бы, хочет ли она, чтобы я порвала ее рисунок. Как тебе такой вариант?
Д: (смеется) не-ет, не хочу с ней говорить. Я лучше просто не буду оставлять свои рисунки без присмотра, буду их убирать в портфель.
М: тоже вариант.
Задача взрослого, когда у ребенка возникают в школе сложности – не просто бежать и решать проблему, не просто разобраться в ней. А помочь ребенку понять свое место в этой ситуации, научиться справляться с этими ситуациями, ощутить, что у него тоже есть силы и возможности решать школьные ситуации. Подобный диалог учит именно этому. Уважаемые родители, избегайте прямых указаний о том, что и как делать ребенку. Будьте рядом, показывайте «как», если школьник просит. Спрашивайте, нужна ли ему ваша помощь. А порой детям и нужно-то услышать от мамы или папы: «Я здесь, я рядом, я с тобой, все хорошо, ты в безопасности». Такие слова придадут ребенку уверенности в своих силах, и он сможет сам найти решение.
В школе есть определенные правила. Например, сидеть «правильно» за партой, не кричать, не бегать, выполнять задания по шаблону… После такого учебного дня ребенок выходит уставшим, а ему еще домашнее задание делать, да еще слушать, как его ругают за то, что он вертелся на уроке. Хотя для ребенка, особенно первого класса, – это естественная норма – вертеться на уроке. Поэтому просто беседуйте с детьми о правилах поведения на уроке, играйте с игрушками в школу. Ребенок сам способен сделать выбор в пользу подходящего поведения на уроке. Важно дать ему понять, что бегать и прыгать – само по себе не плохо и не вредно. Просто для всего есть свое время и место.
Подготовила педагог-психолог Болдырева Е.А.