Как улучшить отношения с ребенком-дошкольником
Те родители, которые думают, что чем ближе ребенок к школе, тем меньше он должен играть, совершают большую ошибку – ребенок «не наигравшись» переходит из сада в школу. Почему так важно играть с ребенком, особенно в годы подготовки к школе?
В игре дети учатся применять имеющиеся у них знания. Игра ставит их перед необходимостью поиска новых знаний. Через игровую деятельность они получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающихся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их. В игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь, воображение. А еще - нет более эффективного средства для улучшения детско-родительских отношений, чем совместная игровая деятельность. Игра требует партнеров и заинтересованный взрослый — это не только своеобразное общение, но и большая радость для ребенка.
Взрослым важно руководить игровой деятельностью ребенка для того, чтобы игра была более целенаправленной, интересной и развивающей.
Наиболее полезны для подготовки детей к школе игры, которые формируют внимание, память, сосредоточенность: «Кто ушёл», «Чего не хватает», «Что изменилось», «Сделай также», «Найди отличия» и др.
Игры, которые развивают детские представления о качествах и свойствах предметов: «Из чего сделано», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме), «Поможем обезьянке» (определение по запаху – съедобное-несъедобное»).
Развивают логическое мышление – «Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине» и речь – «Слова-наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов».
Несколько советов, как организовать игру:
Не отказывайтесь поиграть с ребенком, даже если вам некогда. Найдите (лучше заранее) время для совместной игры.
Подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком легкие, так как интерес падает в том и другом случае.
Подробно объясняйте правила игры. Будьте объективны в оценке игрового результата. Поддерживайте ребенка, если игра «не клеится», хвалите за честное стремление к победе.
Придумывайте новые игры вместе с ребенком Дайте ему возможность самому придумывать разные варианты одной игры.
Берите чаще на себя роль ученика, а не учителя. Превратитесь в совсем «глупенького», непонимающего первоклашку и задавайте ребенку различные вопросы – «Почему?», «Зачем?»
При подготовке статьи была использована литература:
- Е.В. Шитова «Работа с родителями», Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком Как?».
Материал подготовила Якунина С. Г., педагог-психолог ОЦДиК.