Как развивать у ребенка уверенность в себе?
Основы самооценки и уверенности в себе формируются в детстве. Изначально у малыша нет понимания, хорош он или плох. Чем больше внимания взрослых, чем больше позитивной обратной связи, тем устойчивее представление: «я важен», «я нужен», «я хороший». Постепенно через оценку и восприятие его действий другими ребенок формирует представление о себе. Позже все это вырастает в самооценку и связанную с ней уверенностью. Стоит отметить, что зарождение веры в себя происходит в раннем детском возрасте. Это база, от которой зависит дальнейшее развитие ребенка.
Ранний возраст – период самостоятельности. Ребенок пытается все делать сам (кризис 3-х лет). Фразы типа «Нет, ты еще маленький», «Тебе нельзя», «Ты не сможешь» порой оказываются губительны для уверенности ребенка. Конечно, нужно при этом учитывать безопасность.
Уверенность в себе – это не наследственное качество, а приобретенное. Самооценка ребенка формируется исключительно в семье примерно до того периода, когда он пойдет в школу. Затем в школе появляются еще и другие внешние воздействия, которые усиливают высокую или низкую самооценку, приобретенную в семье. Родители часто не понимают, что их слова, интонация, неодобрительные взгляды, сильно влияют на ребенка.
Акцентируя свое внимание на результатах, а не на усилиях, вы словно сообщаете ребенку: «Я доволен тобой только тогда, когда ты достигаешь успеха». Дети, у которых есть подобная внутренняя установка, ужасно чувствуют себя в ситуации неудачи, их самооценка и уверенность в себе слишком зависят от внешней оценки. Важно создавать ситуации, при которых вы сможете сказать ребенку: «Смотри, как у тебя хорошо получилось. Какой ты молодец. Я тебе даже не помогала» (на самом деле поможете, но незаметно). Например, нарисовать что-то вложив руку ребенка в свою или иначе направляя руку ребенка. Впрочем, непонятные «каляки» тоже должны удостаиваться похвал.
Важно создать в семье благоприятную атмосферу, в которой обращают внимание на индивидуальные особенности, где достаточно гибкие правила и открытое искреннее общение. Дети в таких семьях растут с верой в себя. В атмосфере постоянной критики, с частыми наказаниями за малейшую оплошность дети уверенность в себе просто не могут приобрести. Дети по природе своей активны и стремятся пробовать новое, то, что делают взрослые. Например, держать ложку как мама, писать в ежедневнике как папа и т. Д., поэтому очень важно поддерживать стремление у ребенка к освоению нового, стремление «Я сам».
Рекомендации по взаимодействию с ребенком для формирования его уверенности в себе:
· Любите своего ребенка таким, какой он есть, и помогайте стать лучше - любить себя, видеть свои достоинства, делайте акцент на сильных сторонах его личности.
· Цените ребенка за то, чем он обладает. У него еще все впереди, он всему научится, а поощрять и хвалить его нужно уже сегодня, за то, что он уже умеет и стремиться вам показать. Хвалите за мелкие победы, ведь для ребенка они могут быть очень значительными. Проявляйте заинтересованность в его делах, успехах и неудачах.
· Будете справедливы и правдивы. Не говорите ребёнку, что он самый красивый или самый умный на свете. Такой способ приводит к высокомерию.
· Не сравнивайте своего ребенка с другими! Сравнение с другими детьми приводят к заниженной самооценке. Пусть ребенок осознает, что он такой, какой есть, и вы его цените именно таким. Сравнивать его можно с ним самим, вчерашним, сегодняшним: «Сегодня ты просто молодец, вчера у тебя не все получилось, но сегодня ты постарался, так держать».
· Направляйте ребенка на нужные действия - например, когда ребенок соберет пазл из 50 элементов, предложите ему пазл из 70, потом – из 100. Если с новой «ступенькой» он справляется не очень, найдите более простую картинку пазла.
· Не делайте ничего за ребенка, а делайте вместе с ним. Речь не только о материальных вещах, но и об эмоциях, каких-то ситуациях.
· Верьте в ребенка и никогда не говорите, что он глупый. Сами не вбивайте себе таких мыслей, вы ведь верите в его успех и желаете ему лучшего. Проявляйте собственную уверенность в успехе ребёнка.
· Найдите увлечение, в котором ребенок будет успешен. Ведь хобби делает нас уникальными! Он отлично поет, быстро бегает, хорошо танцует или рисует – подберите дело по душе.
· Не ругайте за ошибки. Покажите, что ошибаться – нормально. Боязнь совершить ошибку приводит только к потере веры в себя и отсутствию желания действовать. Дайте понять ребенку, что мама тоже может ошибаться: «Эхх… что же я наделала. Теперь придется начинать все заново». Скажите ему, что Вам тоже нужна поддержка: «Костик, мне сейчас так нужна твоя поддержка. Обними меня».
· Критика в меру. Не переусердствуйте в критике, всегда помните, что количество похвалы должно превышать критические замечания. Никогда не критикуйте ребенка при посторонних, не обсуждайте его неудачи. Критикуйте не самого ребенка, а его поведение. Например, говорите, что щипаться плохо, а не что он – плохой мальчик.
· Давайте ребенку возможность участвовать в построении своей жизни, прислушивайтесь к его мнению, очень аккуратно и незаметно корректируйте его взгляды. Учите ребенка выражать мнение, позволяйте иногда поспорить с вами, не разрушая вашего авторитета.
· Ставьте выполнимые задачи. Не загружайте ребенка так, чтобы у него не осталось времени на себя, свое хобби и друзей. Не нужно также требовать невыполнимое для малыша: «Запишу на секцию, если подтянешься 15 раз», «Чтоб до вечера весь учебник проштудировал и пересказал».
· Поощряйте общение и дружбу. Не изолируйте ребенка от сверстников, напротив, приглашайте его друзей в гости, устраивайте детские праздники, и отпускайте на подобные мероприятие своего малыша.
· Поощряйте игры ребенка с младшими по возрасту детьми. Это придаст ему уверенность в своих силах.
· Говорите о своих чувствах. Не забывайте повторять ребенку, что вы его любите и цените, что его благополучие важно для вас. Научите ребенка быть с вами откровенным, интересуйтесь его делами, спрашивайте о настроении и чувствах. Посвящайте малышу время, играйте, занимайтесь, посещайте развлекательные места.
· Не кричите и не бейте. Подобные меры наказания способны убить в малыше доверие, любовь и самооценку.
· Будьте последовательны и логичны. Контролируйте свои собственные негативные переживания, которые могут вылиться в нелогичное поведение.
· Обсуждайте промахи, но не придавайте им фатального значения. Даже 2-ка по контрольной – не конец света! Оценку исправить гораздо проще, чем вернуть ребенку веру в собственные силы.
Становлению уверенности ребенка в собственных силах способствует:
· любовь родителей;
· их личный пример;
· помощь и поддержка;
· предоставление свободы;
· четкое объяснение требований и ожиданий;
· выслушивание;
· адекватные и понятные поощрения и наказания (продуманная, единая система);
· единство воспитательных позиций родителей («мама запретила, но папа разрешил, а, значит, можно» - недопустимо!).
Особенно важно – не «перегибать». Не бросайтесь в крайность требовательности. Избыток похвалы на будущее («будет лучше, да?») иногда может спровоцировать чувство ответственности со стороны ребенка, ощущение отсутствия права на ошибку. Опять же важно улавливать тонкую грань между «Будет лучше, да, мой хороший?» и «Чтобы в следующий раз было лучше». Второй вариант не годится.
Помните, что именно вы, мама и папа, первыми транслируют ребенку, какой он. Если вы часто критикуете, то ваше чадо вырастет неуверенным и тревожным. Если же, напротив, постоянно разными способами показываете, что ваш ребенок самый значимый для вас человечек, что вы принимаете его безусловно таким, какой он есть, - вы закладываете самый прочный фундамент в его уверенность и в его счастливое будущее.
Ощущение, что тебя любят, что тебя принимают таким, какой ты есть – самая важная платформа для развития позитивной самооценки и формирования уверенности у ребенка: «Как здорово, что у меня есть ты», «я так рада, что мы можем сегодня просто побыть вдвоем», «я люблю тебя, и нет ничего на свете, что бы могло изменить мое отношение к тебе», - после таких слов вырастают крылья, которые помогают ребенку справиться с любыми трудностями.
Литература
1. Ю.Б.Гиппенрейтер «Как общаться с ребенком?», «АСТ», 2017
2. Джеймс Добсон «Не бойтесь быть строгими», 2008
3. Сильви Д’Эклеб «Монтессори. Развиваем в ребенке уверенность», 2017
4. Анна Быкова. «Самостоятельный ребенок, или Как стать „ленивой мамой“», «Эксмо», 2017
Интернет-ресурсы: http://86sch-al.edusite.ru/p246aa1.html
Статью подготовила Нина Валерьевна Земскова,
педагог-психолог ОЦДиК.