arrow_back

Как развивать маленькому ребенку память?

Родители нередко обращаются к педагогу-психологу с вопросом
о том, как развить ребенку память? «Учим стихотворение, учим, повторяем,
а оно все никак не запоминается! Какие есть упражнения для развития памяти?».

Давайте начнём с того, что вообще такое память? Память – это многозначный термин, обозначающий способность воспринимать, запоминать хранить и воспроизводить информацию.

Существует 3 вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Зрительная память хранит ту информацию, которую мы запомнили посредством наблюдения, слуховая память – все запечатленные нами звуковые ощущения, а моторная память (или автоматическая) - запоминание различных движений и закрепление этого процесса.

В чём же особенность детской памяти? В том, что она имеет в первую очередь наглядно-образный характер. Что это значит? Маленький ребенок лучше воспринимает образные картинки, предметы, которые может потрогать, рассмотреть, а также яркие эмоциональные действия. Без опоры на наглядность ребёнку будет очень сложно запоминать какие-либо понятия.

Поэтому для каждого возраста есть свои определенные игры и упражнения, чтобы развить память. Вот несколько несложных игр, которые помогут помочь развить память и зрительное внимание ребенка:

1. Игра «Кто опаздывает?»

Положите перед ребенком три игрушки (конечно, лучше любимые). Скажите, что они пришли к малышу в гости, но один что-то опаздывает. Попросите ребенка закрыть глаза, а сами в это время добавьте еще одну игрушку. Теперь пусть малыш угадает, кто опоздал в гости.

2. Игра «Поезд для животных»

Нарисуйте на листе бумаги поезд из трех вагончиков с окнами. Отдельно подготовьте вырезанные мордочки различных животных. Положите в каждое окошко по мордочке, а теперь обговорите с ребенком, кто едет в первом вагоне, втором и третьем. Соберите всех героев, отдайте ребенку и предложите ему рассадить пассажиров точно таким же образом.

3. Игра «Повтори за мной»

Положите перед ребенком 2-3 игрушки и проделайте с каждой из них разные действия. Например, одну игрушку положите на стол, другую подбросьте вверх и поймайте, а третью - покрутите. Теперь предложите малышу повторить ваши действия в том же порядке и с теми же самыми игрушками.

4. Игра «Кто где спрятался?»

Возьмите несколько коробок и игрушек различной геометрической формы (мячик, кубик, куклу, матрешку). При ребенке спрячьте в одну коробку мячик, в другую – кубик, в третью – матрешку (или куклу). Теперь попросите малыша показать, в какой коробке что находится. Где мяч, кубик и матрешка? В дальнейшем можно усложнить задание и попросить сказать: «А «что спрятано в этой коробке?». Ребенку нужно назвать предмет, а потом заглянуть в коробку и проверить правильность своего ответа.

5. Игра «Сказочная память»

Если ваш ребенок хорошо знает русские народные сказки, такие как «Репка», «Колобок», «Теремок», то подготовьте карточки с изображением персонажей одной из вышеупомянутых сказок, выложите их в логической последовательности и расскажите сами по ним сказку. Затем перемешайте карточки и попросите ребенка самостоятельно выложить их в нужном порядке и рассказать сказку.

Подобные упражнения помогают развивать память ребёнка с помощью наглядно-образных игр и межличностного взаимодействия родитель-ребенок. Таким образом, малыш будет развивать свою память, а в последствии и лучше запоминать информацию, легче учить стихотворения.

Если же у вас не получается выполнять упражнения или возникают какие-то вопросы относительно способностей ребенка к запоминанию, приходите на консультацию к педагогу-психологу. Вместе со специалистом будет проще разобраться в волнующих вас вопросах.

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович