arrow_back

Как развить эмпатию у ребенка?

Эмпатия – это способность сопереживать другому человеку, быть понимающим и тактичным собеседником. Эмпатия не является врожденным качеством человека, она развивается в процессе жизни при взаимодействии ребенка с другими людьми. Маленький ребенок, в виду отсутствия опыта, не способен к сочувствию по отношению к другому человеку. Именно поэтому он может капризничать и не понимать, когда у мамы болит голова, не задумывается о чувствах другого ребенка, когда отбирает игрушку или конфету.

Родители нередко задаются вопросом, почему их ребенок совершенно не сопереживает другим? Некоторые задумываются о том, не отстает ли он в развитии? Так должны ли родители помогать развивать у ребенка способность сопереживать или она появится независимо от родительского вмешательства? Каким образом вообще развить способность к сопереживанию?

Ребенок раннего возраста (1-3 года) практически не способен проявлять эмпатию по отношению к другим людям. Но постепенно в дошкольном возрасте мы можем наблюдать проявления сопереживания детей по отношению к другим. Следовательно, для развития эмпатии необходимо несколько условий:

Получение собственного положительного опыта.

Получение своего личного положительного прожитого опыта - основа основ для развития эмпатии. Ребенок обучается, глядя на пример взрослых, наблюдая за их взаимодействием. Большую роль играют взаимоотношения родителей. Если родители переживают за ребенка, рассказывают ему о своих чувствах, помогают взаимодействовать с другими детьми, объясняют внутреннее состояние, то ребенок приобретает положительный опыт. Но часто можно наблюдать ситуации, когда родители осознанно или не сознательно не относятся с сочувствием к ребенку. В таком случае ожидать от ребенка проявлений эмпатии не стоит. Например, если родитель обычно так реагирует на падение ребенка: «Не плачь, тебе же совсем не больно. Что ты расплакался как маленький?», то ребенок не получает опыта сопереживания. Следовательно, он сам, скорее всего, не будет проявлять эмпатию по отношению к другим детям и взрослым. Но бывают случаи, когда родитель не проявляет эмпатию потому, что у него самого способность к сопереживанию недостаточно развита. Такой взрослый не умеет поставить себя на место ребенка и предположить, что он чувствует в какой-либо ситуации. Как он тогда сам научит ребенка эмпатии?!

Осознание собственных эмоций и чувств.

Тот, кто осознает, что с ним происходит, какие чувства и эмоции он испытывает, как с ними быть, впоследствии будет лучше понимать чувства другого человека. Каждый ребенок однажды испытал чувство боли или был расстроен (опечален), потому что мама ушла на работу. Но в тот момент он не в состоянии осознать и выразить эти чувства в полной мере. Он скорее понимает свою собственную выгоду (И это тоже хорошо! Это развитие собственного Я ребенка). И тут очень важно, чтобы родители помогали ребенку осознавать и выражать собственные переживания. Необходимо вслух назвать и свои и его переживания. Это очень важно. Например: «Тебе грустно, потому что я ухожу. Ты будешь скучать, и я тоже. Но скоро я вернуть, и мы вместе погуляем». Пройдет немного времени, и ребенок сам начнет говорить такие же фразы, осознавая их смысл.

Осознание того, что чувствует другой человек.

Практически, осознание чувств другого человека можно назвать сопереживанием. Сопереживание невозможно без этого. Родители должны понимать, что очень важно беседовать с детьми о чувствах, обсуждать различные ситуации, которые возникают в жизни, делиться собственным опытом и на примере других людей. Для этого подойдет все: и реальные жизненные истории, и ситуации, из художественных произведений, фильмов или мультфильмов. Следует отметить, что рассматривать ситуацию легче и лучше всего отстраненно, как будто вы наблюдатель, смотрите через окно за ситуацией. Например, вы видите, как другой ребенок на площадке не рассчитал и споткнулся, упал и плачет. Если ваш ребенок обратил на это внимание, вы можете просто прокомментировать ситуацию: «Мальчик упал, ему больно, он плачет». Даже совсем кроха на основе таких высказываний и собственных наблюдений начнет делать выводы: мальчик упал, он плачет потому, что ему больно. Но одних наблюдений все-таки недостаточно, нужна помощь взрослого. Можно аккуратно наводить ребенка на мысль о возможной помощи другому: «Как ты думаешь, что можно сделать?». Родитель четко обозначает видимые факты и какие выводы можно сделать о состоянии другого человека. Кроме того, родитель показывает, как можно поступить, предлагает ребенку в меру своих возможностей помочь другому. Но не стоит сильно настаивать на том, к чему ребенок не готов (если он не готов помочь). Сопереживание не терпит давления, это очень нежное чувство.

Если же вы видите, что ваш малыш проявляет мало эмпатии, возможно вам самим стоит немного этому поучиться. А психолог всегда поможет понять и прочувствовать себя и своих близких.

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович