arrow_back

Как проверить готовность ребенка к школе?

Часто родители обращаются к психологу с такими вопросами: «Готов ли мой ребенок к школе?», «Если мой ребенок уже в 6 лет умеет и читать, и считать, можно ли его отдавать в школу?». При этом у каждого родителя свое мнение о том, что же такое «школьная готовность». И многие считают, что готовность к школе – это лишь умение читать, писать и считать. Давайте разбираться!

Умение читать и считать – это не показатель готовности ребенка к школьному обучению. Есть 3 важных показателя готовности к школе:

  • физическая готовность (ее оценит врач-педиатр);
  • интеллектуальная готовность (о ней можно спросить воспитателя детского сада);
  • психологическая готовность (этот критерий можно обсудить с детским психологом).

А теперь по порядку. Как узнать, готов ли Ваш ребенок психологически?

Составляющими психологического развития является социальная готовность (ребенок должен уметь общаться и со взрослыми, и с детьми; должен понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»; уметь внимательно слушать и оценивать свою работу). Также сюда относится способность к самостоятельности (умение завязать шнурки, переодеться, следить за своими вещами). Конечно, это очень непростые задачи для 6-7-летнего малыша, и поэтому взрослые должны помочь ему в этом. Здорово, когда ребенок посещал детский сад, он там приучался к самостоятельности. Но если по каким-то причинам ребенок был изолирован от общения, норм и правил поведения в коллективе, то большая ответственность, конечно же, возлагается на родителей.

Еще одним из критериев психологической готовности является готовность эмоционально-волевой сферы. Ребенок должен выполнять не только то, что он сам хочет, а то, что от него требуются, т.е. он должен уметь выполнять общие нормы и правила. Умение контролировать свое поведение, управлять своими эмоциями, быть усидчивым (т.е. уметь в течение определенного времени внимательно слушать задание, не отвлекаясь).

Развивать эмоционально-волевую сферу не всегда просто, но вполне возможно. Самое важное: обеспечить благополучие в семье (ребенок не должен слышать никаких ссор и скандалов между взрослыми. Старайтесь обеспечить четкий распорядок дня. Для формирования эмоционально-волевой сферы имеют значение правильные методы воспитания. Подавления, угрозы, физические наказания так же плохо, как и излишняя опека. Все это задерживает психическое развитие ребенка.

Учебная мотивация. Спросите у ребенка, хочет ли он идти в школу и почему? Хорошо, если это обоснованное желание учиться, но ведь есть и те, кто не понимает или отрицает необходимость учиться.

Очень часто из поля зрения родителей пропадает важность отношений с ребенком. Родители требуют, требуют, требуют. А ведь здесь очень важно не бездумное приказание выполнять или насколько хорошо Вы выглядите в глазах учителя, а важно быть на стороне своего ребенка, замечать любые его успехи и поддерживать при неудачах.

Отдельно хочется сказать о досуге ребенка. Почему-то родители часто считают, что ребенка необходимо загрузить занятиями максимально, чтоб он все умел, ходил на 4 кружка и 5 секций. Однако, у ребенка не всегда есть на это ресурсы. Как это распознать? Зачем ребенку свободное время и нужно ли ему просто «побездельничать»? Конечно, ребенку, как и взрослому, необходимо свободное время. А кружки лучше выбирать, понаблюдав за своим чадом. Если ребенок медлительный, то не следует отдавать предпочтения занятиям, которые требуют быстрой реакции. Он не сможет успевать за «этим» темпом и интерес быстро пропадет. То же самое, если ребенок все делает быстро, то не нужно отдавать его на вязание, где точность и усердие стоит на первом месте.

Не менее важно поддерживать самооценку ребенка. Хвалите, когда у него получается что-то, и не старайтесь «подстелить солому», где он вполне может справится без вашей помощи и получить опыт. Лучше делайте акцент на хорошем («Справишься – пойдем погуляем»). Учитесь вместе преодолевать трудности. На собственном примере показывайте, что если что-то не получается, то нужно пробовать еще и еще. Именно это научит малыша позитивно относиться к ошибкам.

И, конечно же, не забывайте про разумный контроль. Объясните, подскажите, когда заниматься, какие уроки лучше сделать первыми, составьте вместе примерный распорядок дня. И тогда Ваш позитивный настрой даст ребенку возможность без труда пойти в новый и по началу немного сложный этап в его жизни.

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович