arrow_back

Как правильно наказывать ребенка

Замечали ли вы, что слова «наказание», «наказ», «казнь», «рассказ», «показ», «указание», «подсказка», «приказ» являются однокоренными?

Каждая семья - отдельная система, которая основывается на своей истории, традициях, обычаях, правилах. И, соответственно, в каждой семье родители по-своему могут воспринимать, а точнее выделять главную составляющую слова «наказание». Какую форму должно носить «наказание» «поучительную» или «казнительную»? Верно ли, что родитель, используя свое превосходство над ребенком, ставит его в угол, лишает похода куда-либо или применяет физические наказания? Давайте разбираться.

Ребенок часто не понимает, что он сделал что-то не так. Ему необходимо подсказать, показать и рассказать в чем его ошибка, объяснить какие могут быть последствия, а в определенных ситуациях, и строго приказать что-то делать. Это нам, взрослым, кажется все очевидным.

Получается, что наши подсказки, рассказы становятся для ребенка наказами, опорой, т.е. сводом правил жизни, которому он научается изначально в семье, а затем и в социуме. И вот когда ребенок начинает искажать суть наказов, родители начинают применять к нему наказание, т.е. происходит пересмотр и закрепление неусвоенных наказов. Так как же правильно наказывать детей?

Единственно верная цель наказания – это обучение, повторное усвоение определенного наказа (урока).

Ребенок не должен боятся наказания. Оно не должно вредить здоровью – ни физическому (рукоприкладство), ни психическому (оскорбления, унижения, насмешки и т.п.). Также ни при каких обстоятельствах оно не должно происходить за счет любви (чтобы не произошло, нельзя лишать ребенка заслуженной награды, похвалы или отнимать подарок). 

А вот запоздалое наказание вряд ли принесет желаемый результат, скорее вызовет обиду на родителя или душевную травму. И тем более не стоит наказывать, когда ребенок болен и физически/душевно травмирован; когда он не справляется, когда ест, после/перед сном, когда внутренние мотивы проступка нам непонятны, когда мы сами не в себе, устали или огорчены своими проблемами (гнев плохой советчик).

Ведь ресурсное состояние родителя – это основа правильного НАКАЗАния ребенка. Не соблюдение этих правил взрослыми, чаще всего, приводит к многообразию проблем (комплекс неполноценности, стыд, чувство вины, обиды).

Что ещё значимо знать родителям, чтобы правильно наказывать детей?

Наказание – это работа ребенка по исправлению какой-либо ситуации.

Наказание должно соответствовать возрасту ребенка, его особенностям и возможностям, то есть оно должно быть по силам ребёнку.

Наказание должно быть адекватным, а не прихотью родителя или его неумением управлять своими эмоциями, неумением договариваться и взаимодействовать с ребенком.

Наказание должно проходить без свидетелей, т.к. публичное осуждение ребенка, прививает ему чувство стыда и вины.

Важно, чтобы родители придерживались одного мнения на воспитание и наказание ребенка, умели договориться между собой.

Очень важный и значимый момент в наказании – это завершенность процесса наказания. Обязательно фиксируйте внимание на том, что ребенок исправил ситуацию, добился нужного результата, справился и научился.

Тогда у ребенка будет формироваться верное понимание смысла наказания. Он будет иметь шанс научиться доверять родителям и уважать их мнение. Да и сами наказания перерасту в жизненный опыт. И помните, вам выбирать, станет ли наказание «наказом» или «казнью» для вашего ребенка.

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК Погодин Валерий Викторович