arrow_back

Как повысить скорость чтения? Формируем правильный тип дыхания при чтении, занимаясь с ребёнком в домашних условиях.

Для устной речи огромное значение имеет дыхание. Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь. Чтение — это сложный психический процесс, а также мощный стимулятор для развития мозга ребёнка. Необходимость концентрации и сосредоточенности способствует развитию внимания, а процесс преобразования отдельных слов в мысленные образы развивает воображение. Соединяя в единое целое события книги, ребёнок учится находить причинно-следственные связи и развивает логику. При чтении укрепляется и расширяется объём памяти, увеличивается скорость и продуктивность мышления. Без хорошего навыка чтения ребёнку труднее учиться и адаптироваться в школе. А дети, которые быстро и хорошо читают, лучше воспринимают информацию, быстрее находят верные ответы на вопросы учителя.

Обычное физиологическое дыхание, при котором ритмически чередуются вдох – выдох – пауза, происходит непроизвольно. 

Во время чтения характер дыхания меняется: оно становиться произвольным, сознательным, управляемым и контролируемым; за глубоким вдохом следует короткая пауза, а затем плавный выдох. 

Правильным типом дыхания при чтении считается рёберно-диафрагматический. При таком дыхании воздух наполняет все лёгкие, грудная клетка расширяется вверх и в стороны, брюшной пресс выдвигается вперёд, стенки живота подтягиваются кверху, диафрагма (груднобрюшная перегородка) опускается.

Правильность дыхания легко проверить, вытянувшись лежа на спине, так чтобы голова была на одном уровне с туловищем. Одну руку положить на верхнюю стенку живота для контроля движения брюшного пресса и сделать глубокий медленный вдох (передняя стенка живота поднимается), а затем медленный выдох, передняя стенка живота опускается. 

Во время чтения вдох должен быть неслышным и спокойным, иначе он будет отвлекать внимание слушателей. Воздух следует набирать соразмерено с длинной фразы, расходовать его экономно, не выдыхая до конца. Это даст возможность произносить фразу любой длины, без перенапряжения голосовых связок. 

Количество вдыхаемого воздуха не должно быть чрезмерным, так как его трудно удержать в лёгких, и он будет при чтении вырываться толчками, нарушая плавность речи. Вдох необходимо делать только во время пауз, строго соблюдая смысловую связь слов. Для речи наибольшее значение имеет выдох, так как он происходит на звуке. Выдох должен быть спокойным, плавным и медленным. Особенно надо следить за дыханием при чтении длинных фраз. Сделав глубокий вдох перед началом такой фразы, во время пау­зы следует произвести добор возду­ха — дополнительный вдох, чтобы спокойно и без напряжения дочитать текст. 

Перед началом чтения и во время длительных пауз воздух надо вды­хать через нос, так как при этом он очищается и согревается. Во время коротких пауз вдох приходится де­лать и через рот, что диктуется не­обходимостью дать лёгким как мож­но быстрее больше воздуха.

По мнению многих специалистов, одним из важнейших элементов для повышения скорости чтения является правильное речевое дыхание. Тренировка техники дыхания запускает механизм, значительно облегчающий и ускоряющий процесс чтения. В формировании правильного ды­хания существенную помощь могут оказать специальные упражнения, ко­торые надо проводить в хорошо проветренном помещении не менее чем через 30-40 минут после еды, занимаясь всего полчаса в день. Дыхательные упражнения рекомендуется делать систематически, отводя 3-5 минут на каждое. Необходимо соблюдать последовательность упражнений. Пос­ле каждого упражнения необходим отдых. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щеки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза. В случае появления голово­кружения занятия следует прекра­тить.

Для систематических занятий можно использовать представленные далее комплексы упражнений, необходимые для тренировки, развития и повышения скорости чтения у детей в начальной школе. 

Упражнение 1.

Исходное положение: встать; пле­чи развернуть; голову держать пря­мо; одну руку положить на диафраг­му, другую — на ребра (для кон­троля). 

Глубокий вдох на счёт «раз» (про себя), задержка дыхания; плав­ный выдох на счёт 1-5 (вслух).

Упражнение 2.

Исходное положение: встать; пле­чи развернуть; голову держать пря­мо; одну руку положить на диафраг­му, другую — на ребра (для кон­троля). 

Глубокий вдох на счёт 1-5 (про се­бя); задержка дыхания на счёт 1­ - 3 (про себя); плавный выдох на счёт 1-5 (вслух).

Упражнение 3.

Исходное положение: встать; пле­чи развернуть; голову держать пря­мо; одну руку положить на диафраг­му, другую — на ребра (для кон­троля). 

Глубокий вдох на счёт 1-2 (про се­бя); задержка дыхания на счёт «раз» (про себя); плавный выдох на счёт 1-10 (вслух). Затем добирать воздух и продолжать счёт до 15, опять до­бирать и считать до 20, 25 и 30. (Счи­тать надо спокойно, ровно, не снижая голоса, так чтобы в лёгких всегда оставался запас воздуха.)

Упражнение 4.

Исходное положение: встать; пле­чи развернуть; голову держать пря­мо; одну руку положить на диафраг­му, другую — на ребра (для кон­троля). 

Глубокий вдох на счёт 1-3 (про се­бя); задержка воздуха на счёт «раз» (про себя); медленный, плавный вы­дох на звуках Ф, С, Ш. (Звуки надо произносить сначала каждый в от­дельности, затем все вместе.)

Упражнения для развития плавных выдохов через нос или рот и их чередование:

  1. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы. 
  2. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый. 
  3. Вдох широко отрытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать). 
  4. Закрыть одну ноздрю пальцем, плавный вдох/выдох через свободную ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю. 
  5. Широко открыть рот и свободно подышать носом.

Упражнения для формирования умения сочетать плавный и толчкообразный выдох:

  1. Вдох через слегка сомкнутые губы, удлинённый выдох через нос с усилием на конце. 
  2. Вдох носом, удлинённый выдох с усилием в конце через рот. 
  3. Губы вытянуты трубочкой вперёд. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот.

Упражнения для развития речевого дыхания на основе звуков и звукосочетаний:

  1. Глядя в ладошку, выдыхать воздух тонкой струйкой в середину ладошки, произнося беззвучно: «Пф». 
  2. На согласный звук «Х» сделать вдох–выдох, повторить 3–5 раз. 
  3. Сделать глубокий вдох носом и на выдохе произнести протяжно: «Кар». Повторить 3–5 раз. 
  4. Сделать глубокий вдох через нос, на выдохе произнести: «Ф-ф-ф». 
  5. Сделать глубокий вдох через нос, на выдохе произнести: «Бом-бом-бом».
  6. Сделать глубокий вдох через нос, на выдохе произнести: «З-з-з». 
  7. Сделать глубокий вдох через нос, на выдохе произнести продолжительно: «Му-у-у». 
  8. Сделать глубокий вдох через нос, на выдохе произнести: «Р-р-р». 
  9. Сделать глубокий вдох через нос, сосчитать вслух до пяти, затем выдох через нос. 
  10. Сделать глубокий вдох через нос, на выдохе произнести протяжно: «У-у-у».

Упражнения на освоение чередования вдоха, выдоха и промежуточного добора воздуха

Выполнить упражнения по схеме 3–5 раз. 

Схема: Д – Д; К – К; К – Д 
Длинный вдох — длинный выдох: (Д – Д). 
Короткий вдох — короткий выдох: (К – К). 
Короткий вдох — длинный выдох: (К – Д). 

Предложите ребёнку сделать спокойный, глубокий вдох через нос, затем на выдохе произнести слова и предложения. 

На паузе делать добор воздуха: (– \ –) пауза.

  • Дом, кот, лес – \ – гол, пол, нос. 
  • Море, вата, лиса, жаба – \ – лапа, роза, ваза, коза. 
  • Корова, собака, машина, болото – \ – курица, синица, коляска, ворота. 
  • Дорога, монета, ракета, планета – \ – карета, конфета, сосулька, газета.

Маришка конфеты в карман положила, – \ –
Друзей угостить она ими решила. – \ – 
Конфетка для Светы, конфетка для Саши, – \ – 
Для лучших подружек, Алёны и Маши. – \ –
А эту оставила братику Паше.

Упражнение для развития речевого дыхания на основе коротких скороговорок.

Предложите ребёнку сначала прослушать скороговорку.
Исходное положение: встать; пле­чи развернуть; голову держать пря­мо; одну руку положить на диафраг­му, другую — на ребра (для кон­троля). 
Глубокий вдох на счёт 1-2 (про се­бя); короткая задержка дыхания и на выдохе чтение пословицы (скорого­ворки):
(вдох) раз дрова, два дрова, три дрова;
(вдох) от топота копыт пыль по по­лю летит;
(вдох) Рома Маше нарвал ромашек.
(вдох) У ёжика Шуши уши словно груши. 
(вдох) Рисовала Лариса акварелью нарциссы. 
(вдох) Не хотели носороги надевать носки на ноги.
(вдох) Бензин бензовоз на заправку привёз.

Упражнение для развития речевого дыхания на основе чтения скороговорки с дополнитель­ным вдохом.

Исходное положение: встать; пле­чи развернуть; голову держать пря­мо; одну руку положить на диафраг­му, другую — на ребра (для кон­троля). 
Длинные скороговорки   произно­сятся с дополнительным коротким вдохом в том месте, где по смыслу можно сделать паузу:
(вдох) как у горки на пригорке (до­полнительный вдох) жили тридцать три Егорки;
(вдох) ребёнок не грибок, (допол­нительный вдох) в год не выра­стишь;
(вдох) не тот глуп, кто на слова скуп, (дополнительный вдох) а тот глуп, кто на деле туп.

Следующие упражнения и игры для развития силы и длительности выдоха, вызывая положительные эмоции, повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике и способствуют развитию творческого воображения.

1. Прикрепите (или привяжите) к карандашу скотчем несколько ленточек ёлочного дождика. Предложите ребёнку подуть на них. Расстояние между лицом и ленточками должно быть 10–15 см. 

2. Предложите ребёнку подбросить пёрышко вверх и дуть на него снизу вверх, не давая упасть. 

3. «Капитаны»

Из бумаги сделайте кораблик и спустите его в таз с водой. Предложите ребёнку дуть на кораблик, заставляя его двигаться в разных направлениях. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука «П».

4. Для формирования правильного выдоха отлично подходит игрушка — вертушка. Предложите ребёнку дуть на неё в течение дня 5–10 раз, также можно использовать воздушные шарики, предлагая ребёнку надувать шарик в течение 1 мин. 

5. «Горох»

На дно неглубокой тарелки приклеить картинку, насыпать горох. Задача ребенка — раздуть горох с середины и увидеть картинку.

Что-то спряталось на дне, 
Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там, друзья.

6. «Задуй свечи»

Свечи — крышки от фломастеров, расставить и «зажечь». «Потушить» (сдуть) как можно больше свечей с одного выдоха.
Свечи я задуть хочу, 
Всех сейчас я научу. 
Полной грудью вдохну, 
Свечи все я потушу.

7. «Ракушки» 

Приготовить емкость с водой — море. На столе разложить ракушки. Задача ребенка — сдуть их в воду и украсить морское дно.

Чудесные ракушки есть у нас, 
Поиграем мы сейчас. 
Будем дружно их сдувать, 
Дно морское украшать. 
Вот теперь готово все, 
Можно рыбок запускать.

8. Игры с использованием ватных комочков — простой и эффективный способ развития выдоха. Несколько примеров игр: 

  • положить маленький кусочек ваты на нос и сдувать его ртом; 
  • сделать шарик из ваты и «забивать», задувая его в импровизированные ворота; 
  • передвигать ватный комочек от одной картинки к другой на игровом поле. 

9. Использование свистков, игрушечных дудочек, губных гармошек и свистулек — ещё один способ потренировать силу и длительность выдоха.

При систематической тренировке речевого дыхания в домашних условиях можно значительно улучшить технику чтения ребенка. Желаю всем детям лёгкого и быстрого чтения!

Составитель: 
учитель-логопед ОЦДиК
Стефаненко Светлана Николаевна.