arrow_back

Как помочь ребенку в момент переживания страха

Для начала давайте проверим, можете ли вы по симптомам распознать страх у ребенка. Если вы заметили хотя бы половину из этих признаков, значит ребенку в данный момент действительно очень страшно:

  • он часто дышит, у него колотится сердце;
  • он побледнел;
  • он в состоянии ступора (как будто перестал дышать);
  • мышцы напряжены;
  • зрачки расширены;
  • все реакции, движения стали более быстрыми;
  • появилась дрожь, жажда;
  • он хуже вас слышит, у него наблюдается туннельное зрение (видит только то, что находиться прямо перед ним).

Итак, вы видите, что ребенку страшно. Он позвал вас. В этот момент совершенно бессмысленно, хотя и очень хочется:

  • допытываться, чего именно ребенок так сильно испугался. Если он будет в состоянии, то, возможно, сам расскажет. Если нет-ваш допрос только усилит панику;
  • говорить «не бойся». Это то же самое, что сказать «не чихай» - тело само чихает;
  • стыдить: «Как же так? Ты же мальчик!»;
  • угрожать: «Я сейчас уйду!»,  «Все папе расскажу!»;
  • обещать расправиться с источником страха: «Мы этого домового сейчас накажем!», «Эту бабу-ягу – прогоним!»;
  • приводить какие-то логические аргументы, что страх не обоснован. Какой смысл убеждать ребенка, что призраков не существует, если он только что видел что-то похожее?

Что нужно делать:

  • телесный контакт. Ребенку, объятому страхом, просто необходимо ощутить себя в своем теле. Но действовать нужно мягко и осторожно: взять за руку, легонько погладить по плечам, голове. Обнять, если он не сопротивляется. Глубоко и ровно дышать: ребенок инстинктивно начнет дышать в такт с вами. Попробовать сменить позу, если лежал, то посадить. Предложить воды.
  • Эмоциональный контакт. В момент страха ребенок может не понимать того, что с ним происходит, поэтому стоит назвать его состояние, показать, что оно вам знакомо: «Тебе страшно. Ты боишься. Что-то тебя напугало». Признать эту эмоцию: «Да, неприятно. Ты плохо себя чувствуешь из-за своего страха. Тебе хочется плакать, это нормально». Показать, что ребенок не один: «Я рядом, я с тобой».
  • Контакт на уровне разума. Он станет возможным только спустя какое-то время. Когда вы увидите, что страх отступил (дыхание стало ровнее, изменился цвет кожи и.т.д), не спешите сразу заводить разговор о его причинах.  Продолжайте работать с телом и эмоциями: помогите ребенку принять удобное положение: уютно улечься или наоборот пройтись; немного измените внешнюю среду: откройте или закройте окно, убавьте свет, раздвиньте шторы. Если ребенок готов с вами поделиться, выслушайте его. Если нет, попробуйте расспросить, что случилось, но не настаивайте. После пережитого ребенку нужен отдых. Он может занять несколько минут или часов. 

Эти правила работают для детей в любом возрасте, будь то двухлетний малыш, который вдруг испугался грозы, или выпускник, который никак не может собраться перед экзаменом по математике. Правила одни и те же – поддержка на трех уровнях: тела, эмоций и только потом, по мере готовности, смыслов.

Материал подготовила педагог-психолог ОЦДиК Якунина С. Г.
При подготовке была использована литература: В. Шиманская, А. Чканикова
«Детские страхи»