arrow_back

Как помочь развитию речи детей раннего возраста. Советы логопеда.

Большинство родителей внимательно следит за общепринятыми возрастными нормами развития речи. В предыдущей статье «Что нужно знать родителям о развитии речи малыша в период раннего и младшего дошкольного возраста» подробно рассмотрены нормы речевого развития детей младшего возраста и в каких случаях отсутствие речи является поводом для беспокойства.

Важно понимать, что так называемая «норма» — это всегда относительное понятие, потому что каждый ребёнок развивается индивидуально. Овладение речью – это не врождённый навык, а приобретённый, т.е. ребёнок должен находиться в определенных условиях, чтобы он начал говорить. 

В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью - «говоруны» и «молчуны».

«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2–3 годам, нужно обратиться к специалисту.

Чтобы ребёнок произнёс свои первые слова как можно быстрее, а его речевое развитие происходило в правильном темпе, важно придерживаться рекомендаций, которые будут предложены далее.

1. Как можно чаще разговаривайте с ним во время всех видов деятельности, сопровождайте словами все свои действия и действия других детей, людей. Говорите спокойно, в нормальном темпе, чётко, с нужной интонацией, используя правильно построенные фразы, короткие предложения. 

Можно использовать следующие приёмы.

«Разговор с собой»: когда ребёнок находится недалеко, начинайте говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорите медленно, отчётливо, короткими, простыми предложениями, которые доступны восприятию ребёнка, не растягивая слова. «Вот стол. Ставлю тарелку. Кладу ложку. Наливаю суп. Будем кушать. Где чашка? Вижу чашку. В чашке чай. Вкусный! Горячий!».   

«Параллельный разговор»: в отличие от предыдущего приёма вы описываете все действия ребёнка (что он видит, слышит, чувствует, трогает). Вы как бы подсказываете ребёнку такие слова, которые выражают его опыт и которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Примеры проговаривания ситуаций:

1) Умывание. «Давай с тобой умоемся, включи воду. Нет, сделай воду теплее. Вот мыло. Бери его и намыливай ручки. Клади мыло в мыльницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец. А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистенький, умница!»

2) Сборы на прогулку, когда все вещи уже подготовлены. «Сейчас мы пойдем гулять. Где твои штанишки? Вот они. Давай наденем штаны, вот так: сначала на одну ногу, это левая нога, потом на другую ногу, это правая нога. Теперь надо застегнуть их на пуговицу, где она, покажи. Правильно. Неси кофту. Что на ней нарисовано? Собачка, правильно. А это что на кофте? Карман, молодец». И так далее.

3) На прогулке. «Смотри, какая холодная погода. Дождик идёт, кап-кап, ты правильно сказал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая большая лужа! А что это под деревом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Красного и желтого. Много листьев. Покажи, как много листьев».

Ребенок слышит речь взрослого и узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша.

«Провокация или искусственное непонимание» (помогает освоить ситуативную речь). Не спешите понимать, временно станьте «глухим». 

Пример: ребёнок, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас. Дайте ему не ту игрушку, даже если поняли, чего он хочет. Конечно, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом назвать нужный предмет. При затруднениях подскажите: «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, киску, куклу, кубик?». Ребенок охотно активизирует речевые возможности, так как чувствует себя сообразительнее взрослого.    

«Распространение». Дополняйте все сказанное ребёнком, но не принуждайте повторять. Достаточно того, что он вас слышит. Отвечайте распространёнными предложениями. Постепенно ребёнок начнёт называть слова правильно, заканчивать мысль. 

Пример. Ребенок говорит: «Бибика», взрослый: «Машина, грузовая. Она возит тяжёлые грузы. Давай положим в кузов кубики и отвезём на стройку».  

«Приговоры». Сопровождайте действия ребёнка словами, игровыми песенками, потешками, приговорами. Прикасайтесь к нему, поглаживайте. Это доставляет детям радость и способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания, постепенно проникать в их смысл.

2. «Детский язык» – это наиболее понятный для ребёнка способ произносить слова и составлять предложения. Путь освоения слов такой: сначала повторение слогов (лепет), затем – появление простых слов (ав-ав), затем появление простых предложений из простых слов («Ия бах», что означает «Ира упала» или «на ав-ав», т.е. «на собачку»). При этом малыш всегда искажает слова, произнося их «детским языком», это нормально и не должно вызывать волнений. 

Разговаривая с малышом, всегда называйте сначала полное «взрослое» слово, а затем его упрощённый вариант. Например: «Вот едет машина биби. Что едет? Машинка едет и гудит: би-би-би, би-би-би. А это кто бежит? Собачка ав-ав бежит. Как говорит собачка? Ав-ав. Ав-ав — вот какая собачка!». Упрощённые слова помогут ребёнку начать говорить. Ведь сразу слово «собачка» он произнести просто не в состоянии, а вот слово «ав-ав» ему вполне доступно. Но, когда ребенку исполнится год, то старайтесь исключить из своей речи и речи других людей в общении с ребёнком «детские» слова и сюсюканье – они провоцируют коверканье звуков в дальнейшем.

3. Создавайте «питательную» развивающую речевую среду. Играйте с малышом в речевые игры с использованием народных песенок, стимулирующих его к повторению слогов и слов. Играть в эти игры лучше всего начинать в конце первого года жизни ребёнка. Но начать никогда не поздно! Эти игры могут быть полезны и не говорящим детям 2 лет. Выбирайте те игры, которые нравятся именно Вашему ребёнку. Так, одному малышу больше понравится прятать игрушки и их искать: «где машинка – би-би, где собачка – ав-ав». А другой с удовольствием будет бросать мяч в корзину и кричать при этом «бух». 

Запишите все слоги и звукосочетания, которые уже говорит Ваш малыш (ко, де, да, ба, ка, ма, га, на и т.п.) и используйте их в играх. Постепенно расширяйте этот список, предлагая малышу новые слоги – пя, ти, кач, ав, дай и т.д. Изменяйте песенки, придумывайте новые строчки и рифмы с уже появившимся в его «репертуаре» звуками и словами. Одна игра или одна попевка должна повторяться многократно. Но не сразу, 20 раз подряд! А, например, регулярно за завтраком 2–3 раза или во время игр с малышом 1–3 раза, но каждый день без перерыва. 

***

Как пойдем гулять? Топ-топ!

Как мы дверь закроем? Хлоп!

Кошка к нам с крылечка: Прыг!

Воробьишки: Чик-чирик!

Кошка рада птичкам: Мурр!

Воробьи взлетели: Фурр!

Дальше ножками: Топ-топ!

И теперь калиткой: Хлоп!

Как трава шумит? Ш-ш-ш!

Кто в траве шныряет? Мышь!

На цветке пчела: Жу-жу!

Ветер листьями: Шу-шу!

Речка струйками: Трень-брень!

Здравствуй, яркий летний день!

***

На лугу паслась корова: Му-у, му-у.

Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.

Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.

Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.

Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.

Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.

Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.

И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

 

4. Дома должны звучать аудиодиски с записями детских песенок, народных прибауток и потешек, сказок, стихов. Причём нужны именно аудиозаписи, а не видео или телевизор, т.к. любая картинка отвлекает внимание малыша от слова. Наиболее любимые малышом стишки и песенки нужно проигрывать многократно, чтобы он их лучше запомнил и начал договаривать слова за диктором или певцом. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Нет ничего страшного в том, что ребёнок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнёт пропевать небольшие песенки целиком, возможно, искажать некоторые слова. Это тоже не должно вас пугать. Пойте песню с ребёнком, но пойте правильно. Поддерживайте, когда ребенок танцует и поёт о том, что видит вокруг, когда он придумывает собственные песни и мелодии.

5. Учите ребёнка хорошо понимать и выполнять словесные инструкции и задания, сначала простые, а затем сложные: «Возьми мишку и посади его на стульчик (под стул, рядом со стулом). Возьми куклу и посади её на стульчик рядом с мишкой. Посади собачку между мишкой и куклой. Спрячь куклу за стулом», «Возьми кубик, подойти у столу и положи кубик на стол», «Принеси маме папину рубашку», «Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик бежит за девочкой». 

6. Если ребёнок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить. Ученые выявили факты отрицательного воздействия телевизора не только на психику, но и на физиологию детей. Чем позже ребёнок узнает, что такое телевизор, — тем лучше. Экранная речь не только не способствует речевому развитию, но и замедляет его. Дело в том, что темп этой речи ускорен, она недостаточно точно интонирована, к тому же не обращена непосредственно к ребёнку и не требует от него никакой словесной реакции. Просмотр телевизора тренирует у детей неблагоприятный тип внимания — непроизвольное (вынужденное) внимание, в то время как для освоения речи и для всякого другого обучения требуется внимание произвольное (сознательно переключающееся с объекта на объект). 

Так же отрицательно, влияет на развитие речи постоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не способствует формированию у ребенка речевого слуха и умения отграничивать и отличать одни речевые единицы от других. Это не распространяется на мелодичную музыку без слов (которая должна звучать негромко), а также на детские песни и колыбельные перед сном, которые ребёнку нужно слушать дозированно. Колыбельные лучше всего петь самим. 

Итак, если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых, — всё это создаёт «шумовую завесу», ребёнок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях. И когда вы занимаетесь с малышом, поёте или читаете ребёнку книгу, обязательно исключите фоновый (посторонний) шум (выключите телевизор и другие источники звука), чтобы ребенок не отвлекался. 

7. Рассказывайте малышу сказки и истории, а не просто читайте по книге!!! Когда Вы рассказываете, то малыш видит Ваше лицо, Вашу артикуляцию, а Вы можете наблюдать за его реакцией. Вы интуитивно подстраиваете свою речь под Вашего ребёнка, меняете интонацию, где-то делаете паузу. 

Рассматривайте с ребёнком картинки и читайте красочные книги, которые соответствуют его возрасту. Картинки должны быть чёткие, реалистические с крупным изображением без излишних деталей. Сами рассказывайте по картинке и задавайте малышу вопросы: «Кто это? Где живет? Как говорит? Куда он пошёл? Где у него лапки, ушки, хвостик? Какие лапки? Маааааленькие. А какой хвостик? Большоооой, длиииинный. Какого цвета киска? Беленькая» и т.д. Даже если ребёнок молчит, он всё равно понимает Вашу речь, слышит новые слова и накапливает пассивный словарь слов, которые произнесёт позже. 

8. Как можно раньше отучайте ребёнка от соски. Постоянно зажатая во рту соска препятствует формированию нормального прикуса. Кроме того, «пустышка» (с бесконечными сосательными движениями, которые она вызывает) мешает формированию подвижности органов речи, замедляет речевое развитие ребенка и отрицательно сказывается на его общем развитии. 

9. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, ещё и плохо едят. Для них целая проблема скушать яблоко, морковку или прожевать мясо. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому полезно ребёнка прикармливать из ложки (по возрасту), учить пить из чашки. Обязательно заставляйте ребёнка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Не заставляйте малыша спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.

10. Чтобы у ребёнка как можно раньше сформировался правильный речевой выдох, выполняем дыхательные упражнения. Первое развлечение, которое можно предложить малышу в 8–9 месяцев, это игра на дудочке. Купите ему свисток, дудочку или свистульку — и пусть он дует в свое удовольствие. Только свисток должен быть максимально безопасным, не содержать мелких предметов, которыми малыш может подавиться. Следите, чтобы ребёнок не напрягался, не дул изо всех сил. Нужно дуть медленно, но длительно. Показывайте, как это делать. Например: ребёнок начинает двигаться, падает и ушибается. Если это произошло, дуйте ему на ушибленное место, пусть дует вместе с вами, скажите, что будет не так больно. Если вы помазали ему йодом царапину, дуйте вместе с ним на ранку. Когда вы купаете его, пусть дует на воду, создавая «волны». Дуть на вертушку, чтобы она крутилась. Пусть дует на ватку, пытаясь загнать её, например, вам в ладонь. Сдувает пух с одуванчика. Пусть ребёнок надует щёки, как воздушный шар. Можете зажимать пальцами ему губы, чтобы воздух не выходил раньше времени. Потом тихо хлопните его по щекам, чтобы воздушный шар «лопнул». Дуем в трубочку, опущенную в стакан с водой, вызывая на поверхности пузырьки («бурим»). Научите малыша согревать ладошки дыханием, надувать щёки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

11. Параллельно с этим можно начинать заниматься и артикуляционной гимнастикой для общего развития и укрепления артикуляционного аппарата. И здесь самое главное — Вы должны играть с малышом в гимнастику, а не заставлять заниматься ею. 

Начните с пассивной артикуляционной гимнастики. Можно сделать легкий массаж мимических мышц и органов артикуляции, естественно, когда ваш малыш находится в хорошем расположении духа – легко погладить, пощипать лобик, щечки, носогубные складки, губы ребёнка.

Примерно после 1-1,5 лет, когда ребёнок уже может слышать, понимать и выполнять инструкции, можно начинать играть с ним в игры по развитию артикуляционного аппарата, используя зеркало. Движения, которые будет выполнять малыш, будут более наглядными, он сможет не только наблюдать за вашим лицом (важно, чтобы ребёнок хорошо видел лицо взрослого), но и контролировать собственные действия. 

Во время упражнений малыш должен сидеть. Тело расслаблено, ноги и руки в спокойном положении. 

Упражнения необходимо выполнять каждый день утром и вечером (даже 3–4 раза в день), буквально по 3–5 минут, чтобы нарабатываемые навыки закреплялись. 

За один раз с ребёнком лучше не проделывать больше 2–3 упражнений. Каждое упражнение выполняется 5–7 раз. Если упражнение статическое (нужно удерживать одну артикуляционную позу), то его длительность должна быть 10–15 секунд.

Из трёх выполняемых упражнений новым может быть только одно. Остальные служат для повторения и закрепления. Точность, сила, объём движений развиваются у ребёнка постепенно. Если у малыша что-то не получается, нельзя бросать и переходить к другому. Надо отработать то, что плохо даётся. Не забывайте хвалить ребенка.

Двигаться нужно от простых упражнений к сложным, выбирая игровую форму подачи, придумывая сказочный сюжет, выполняя упражнения под стихотворения. 

Например, «Котик Рыжик в детском саду» С.В.Брюнеткиной.

Котик Рыжик стал скучать – 

Не с кем дома поиграть. (Зевают).

Чтоб друзей себе найти, 

Надо в детский сад пойти! (Улыбаются).        

Рыжик лапки причесал, («Протаскивают» язык между зубами вперёд-назад).

Язычком их облизал, (Облизывают рот по часовой стрелке).

Влево-вправо потянулся (Сильно высовывают язык то вправо, то влево).

И, конечно, улыбнулся. (Улыбаются).

Мяу! Мяу! Малыши! 

Веселимся от души! (Хлопают в ладоши).

Мы достанем с верхней полки

Наш весёлый, звонкий мяч. (Тянут кончик языка вверх к носу).

Покатаем мяч по полю, (Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну сторону, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики»).

А потом помчимся вскачь! (Быстрые движения кончиком языка вверх-вниз).

Круглый обруч мы возьмём

И крутить его начнём. (Округляют рот, словно произнося букву «о»).

А теперь, мои ребятки,

Поиграем с вами в прятки! (Показывают язык, затем быстро прячут его за зубы несколько раз).

Рыжик целый день играл, только к вечеру устал. (Потягиваются).

Дома на кроватке спит котёнок сладко. (Кладут голову на сложенные ладошки).

Малышам доступно выполнение простейших, приведённых ниже, артикуляционно-двигательных и мимических упражнений. 

Если малышу нравится заниматься, то постепенно можно осваивать более сложные упражнения и даже подарить ему маленькое зеркальце, чтобы он видел, как работают его губки и язычок.

Начинать артикуляционную гимнастику всегда лучше с упражнений для губ.

1. «Улыбка» (удерживание губ в улыбке, зубы не видны).

    Улыбайся народ,

    Потом губы — вперёд!

    И так делаем раз шесть.

    Всё! Хвалю! Начало есть!

2. «Хоботок (трубочка)» (вытягивание губ вперёд длинной трубочкой).

    В гости к нам пришел слонёнок,

    Удивительный ребёнок.

    На слонёнка посмотри —

    Губки хоботком тяни.

3. «Заборчик» (губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны).

    Наши губки улыбнулись,

    Прямо к ушкам потянулись.

    Ты попробуй «и-и-и» скажи,

    Свой заборчик покажи.

4. «Бублик» (зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперёд, верхние и нижние резцы видны).

5. Чередование положений губ. «Заборчик — бублик», «улыбка — хоботок». 

6. «Кролик» (зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы).

7. Вытягиваем вперёд нижнюю губу.

8. Вытягиваем вперёд верхнюю губу.

9. Втягиваем обе губы в рот.                     

10. Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).

11. Надуть щёки, сдуть медленно щёки, как будто шарик.

12. «Шлепаем» губами, произнося сочетание «пф-пф-пф».

13. Имитируем поцелуй.

14. Посылаем воздушный поцелуй.

15. Целуемся с зеркалом.

16. Высовываем язык изо рта и убираем назад.

17. Кладем «широкий» язык на нижнюю губу, удерживаем несколько секунд.

18. Касаемся кончиком языка верхней губы.

19. Касаемся кончиком языка поочередно то верхней, то нижней губы.

20. Облизываем верхнюю губу.

21. Облизываем нижнюю губу.

22. Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щёк, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).

23. Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).

24. Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.

25. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.

26. Поиграть в слонёнка: вытянуть вперёд губы трубочкой, «сделать хобот»; «набрать им водичку», слегка причмокивая.

27. Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щёки, на щеках образуются твёрдые шарики-«орешки».

28. Покажите ребёнку часы с маятником, пусть малыш изобразит, как он работает, точно так же подвигайте языком: поочередно касаемся кончиком языка то левого, то правого уголка рта.

29. Поиграть в паровозик: погудите «у-у», губы — трубочкой (можно показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).

30. Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».

31. Поиграть в «лошадку»: поцокать языком, потом пофыркать (можно при этом играть с игрушечной лошадкой).

32. Мычим, плотно сжав губы.

33. Поплёвываем на бумажку или на зеркало.

34. Сплёвываем с губ нитку или бумажку.

35. Удерживаем губами резиновое или пластмассовое кольцо, или бублик.

36. Посасываем жидкость через трубочку.

В книге Анны Герасимовой «Малыш учится говорить. От «агу» до монолога» предлагается вот такая «Вкусная гимнастика», которую можно выполнять с малышом, если у него нет аллергии и противопоказаний. Во время занятий не оставляйте малыша без присмотра, следите за тем, чтобы он не поперхнулся, чтобы крошки не попали в дыхательные пути.

• Вылизываем ложку. Курс упражнений рассчитан на три месяца. Ежедневно малыш должен вылизывать по три ложки после еды. Следите за тем, чтобы ребёнок как можно активнее высовывал язык изо рта и работал кончиком языка, не приближая голову к ложке.

В течение первого месяца ребёнок вылизывает сначала внутреннюю сторону столовой ложки, а затем наружную. Ложку можно обмакнуть в соус, сироп или другую тягучую жидкость. В течение второго месяца малыш вылизывает десертную ложку, а на протяжении третьего – чайную.

• Снимаем капельку с ложки. Обмакните столовую ложку в соус, сироп или другую тягучую жидкость. Поднимите ложку, на её кончике образуется капля. Попросите ребёнка снять каплю кончиком языка. Не подносите ложку слишком близко к лицу малыша – он должен постараться достать капельку языком. Упражнение нужно выполнять 10 раз в день в течение трех месяцев.

• Сплёвываем крошки. Распределите на губах ребёнка крупинки сахара или крошки печенья. Предложите ему избавиться от них без помощи рук, шевеля при этом губами и языком. Упражнение надо выполнять 5 раз в день в течение трех месяцев.

• Слизываем крошки. Распределите на губах ребёнка крупинки сахара или крошки печенья. Попросите слизать их с губ как можно быстрее. Выполняйте 5 раз в день в течение трёх месяцев.

• Сплёвываем ниточки. Положите на нижнюю губку ребёнка ниточку и предложите ему избавиться от неё без помощи рук, шевеля при этом губами и языком. Выполняйте 5 раз в день в течение трёх месяцев.

• Отлепи мякиш. Скатайте шарик из хлебного мякиша и прилепите его за верхними зубами малыша. Предложите ему отлепить шарик кончиком языка, при этом рот должен быть полуоткрыт. Малыш может тренироваться перед зеркалом. Упражнение нужно выполнять 5 раз в день в течение трёх месяцев.

• Вылизываем зубы. Намажьте ребёнку дёсны и зубы вареньем или сиропом и предложите вылизать их языком. Пусть малыш выполняет это «сладкое» упражнение 3 раза в день в течение одного месяца.

• Рассасываем конфетку (можно заменить на витаминку). Приготовьте леденцы цилиндрической формы и предложите ребёнку рассосать конфету до размеров концевой фаланги его мизинчика. Положите конфету под верхнюю или нижнюю губу малыша и попросите рассосать её, активно двигая кончиком языка. Упражнение нужно выполнять 3 раза в день в течение одного месяца.

Если тренироваться регулярно и выполнять правильно все движения и действия, то артикуляторная гимнастика способствует активизации движений органов произношения и подготавливает речевой аппарат к правильному звукопроизношению.

12. Не забывайте развивать и детские пальчики. С детьми раннего возраста проводятся:

- поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;

- упражнения на сгибание и разгибание пальчиков ребёнка;

- перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем — более мелких;

- пальчиковая гимнастика, жестовые и народные игры типа «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве с родителями, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями.

***

Раз, два, три, четыре, пять, (считаем поочередно все пальчики)

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел. (загибаем мизинчик)

Этот пальчик гриб нашел. (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик чистить стал. (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик жарить стал. (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик встал и съел. (отводим большой пальчик)

Потому и потолстел! (загибаем большой пальчик)

***

Этот пальчик хочет спать, (загибаем большой пальчик)

Этот пальчик – прыг в кровать, (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик уж вздремнул, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик уж уснул, (загибаем безымянный пальчик)

Этот крепко-крепко спит, (загибаем мизинчик)

И тебе он спать велит. (обхватываем кулачок)

Пусть малыш как можно больше работает своими непослушными пальчиками: сам застёгивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава и т.п. Начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям. 

Для правильной организации занятий с детьми раннего возраста, направленных на стимуляцию их речевого развития, можно использовать пособия, в которых предложены игры, упражнения, красочные картинки, дано описание приёмов артикуляционной и дыхательной гимнастик и т.д.:

- Разенкова Ю.А. «Игры с детьми младенческого возраста»,

- Герасимова А. «Малыш учится говорить. От «агу» до монолога»,  

- Жукова О.С. «Первый учебник малыша от 6 месяцев до 3 лет», 

- Батяева С.В., Савостьянова Е.В. «Альбом по развитию речи для самых маленьких»,  

- Новиковская О. «Альбом по развитию речи для самых маленьких», 

- Колесникова Е.В. «От звукоподражаний к словам»,

- Дмитриева В. «200 трехминутных развивающих игр для малышей от 0 до 3 лет»,

- Сухомлинова И. «Обучающие игры для малышей»,

- Закревская О.В. «Развивайся, малыш: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» и т.п.  

В заключение хочется напомнить вам о самом важном. Упражнения и игры должны быть доступными, легко выполнимыми для ребёнка, Старайтесь выдвигать посильные требования и усложнять игры и задания постепенно. Если вы самостоятельно проводите с ребёнком развивающие занятия, наберитесь терпения и не бросайте начатое дело. Возможно, результат не будет виден сразу. Главное помнить о том, что ребёнку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Для малыша в этом возрасте родители – это самые главные, родные и близкие люди. 

 

Составитель: учитель-логопед ОЦДиК Стефаненко Светлана Николаевна.