Как облегчить выполнение домашнего задания гиперактивному ребенку?
Все больше родителей младших школьников обращаются за помощью к психологам в вопросе выполнения домашних заданий. Родители требуют от детей проявления самостоятельности и внимания, но это далеко не всегда получается. К тому же выполнение уроков редко доставляет удовольствие как детям, так и родителям. А если ребенок еще и гиперактивный, имеет трудности с концентрацией, то процесс усложняется в разы.
Родителям гиперактивного ребенка тяжелее, чем другим, справляться с выполнением домашних заданий, особенно если ребенок приходит со школы перевозбужденный, расстроенный или уставший после занятий. Гиперактивным детям, в принципе, трудно организовывать свою деятельность и свое окружение. Они не в состоянии долго удерживать свое внимание на выполнении учебных действий. Однако, это отнюдь не их прихоть, а состояние, связанное с особенностями развития нервной системы. И нередко помимо психолога требуется консультация и дальнейшее наблюдение невролога.
Как же можно помочь ребенку с домашним заданием, не вызывая при этом негативной реакции?
Прежде всего, для гиперактивного ребенка необходимо создать тихое и спокойное рабочее место. Многие дети могут делать уроки на кухне, пока мама готовит, или в гостиной, пока работает телевизор. Однако, такой вариант категорически не подходит для гиперактивного ребенка. Им нужно специально организованное рабочее место с минимумом отвлекающих факторов.
Часто гиперактивным детям трудно спокойно сидеть на одном месте. Это закономерная особенность их состояния. Движение помогает им сосредоточиться. Поэтому вариант крутящегося или «танцующего стула» (специальный стул при дефиците активности и движения) иногда может серьезно помочь в решении имеющихся проблем.
Еще один важный момент, который обязательно нужно учитывать – это неустойчивость внимания гиперактивных детей. Для облегчения выполнения домашних заданий следует оценить период времени, в течение которого ребенок сможет более-менее продуктивно работать, а далее распределить его на количество заданий. Необязательно между заданиями делать большие перерывы, достаточно дать ребенку передохнуть 2-3 минутки, чтобы он слегка переключился и вернулся к выполнению заданий.
Установление четкого режима дня – это еще один хороший способ помочь гиперактивному ребенку выполнять домашние задания. Постарайтесь создать вместе с ним понятное и комфортное расписание на неделю (месяц, квартал). Пусть ребенок составит список дел и отмечает в нем их выполнение. Также можно завести папку или специальный лоток с надписью: «Выполнено» или «Готово» и складывать туда тетради.
Не менее важно договорится с ребенком о времени выполнения уроков: когда именно он должен начинать их делать, что допустимо в перерывах от работы и т.д.
Такие нетрудные и понятные шаги позволяют помочь ребенку с дефицитом внимания организовать процесс работы, сформировать учебные навыки, и как следствие, быть более самостоятельным и концентрированным.
Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович