Как не сойти с ума с ребенком-школьником на дистанте
Получение знаний в удаленном режиме неизбежно становится частью наступившей новой реальности. На самом деле ничего чудовищного в этом нет, просто родители не всегда могут понять, как это так - учиться из дома.
1. Научите ребенка учиться
Родитель - не учитель. Родитель – это РОДИТЕЛЬ. Поэтому самое главное, что может и должен сделать родитель для своего ребенка в плане его образования — это научить его учиться: рассказать, как добывается информация: из книг, фильмов, Интернета. Объяснить, как ее обрабатывать: запоминать, слушать, читать, смотреть, рассуждать. Делать это нужно максимально доброжелательно и ненавязчиво - мы и так находимся в состоянии постоянного стресса и еще добавлять себе напряжение в виде конфликтов с ребенком из-за его уроков не стоит.
2. Не надо стоять над душой у ребенка, пока он занимается
Свое желание стать для ребенка вторым учителем мамам и папам нужно строго контролировать. Родителю нужно расставить приоритеты. Мама и папа работают, чтобы заработать деньги, готовят ужин, чтобы все были сыты, делают ремонт, чтобы дом был уютный. А ребенок учится! И это правило не должно меняться, даже если учиться приходится дома, а не в школе.
Учеба — это зона ответственности ребенка, а мы должны направить его и дать все необходимое: рабочее место (желательно подальше от дивана, который манит прилечь) компьютер и выход в Интернет.
Но при этом, ребенок всегда должен знать, что, если ему что-то непонятно, он может прийти, спросить и получить поддержку, внимание, объяснение, но не надзирательство! Родитель в условиях дистанционной учебы по-прежнему остается родителем, который нужен ребенку, чтобы его поддерживать и сопереживать ему.
3. Когда делать домашнее задание: сразу после уроков или вечером?
В разном возрасте биоритмы у детей работают по-разному. Есть такие, кому комфортней делать все сразу, кому-то - потом. Нужно понять, какие они у вашего ребенка и подстроиться под них. При активности с утра есть смысл сделать максимальное количество дел сразу. Если это не так, то выполнение заданий нужно перенести на день или вечер. Если за один присест ребенку сложно сделать много, то не стоит его мучать и заставлять сделать все до последней точки. Лучше делать небольшими отрывками.
Еще раз: учеба — это зона ответственности ребенка. Конечно, это не значит, что можно все пустить на самотек. Ваша поддержка может выразиться в том, чтобы помочь ребенку в составлении личного учебного графика. Если до начала вынужденного дистанта ваш ребенок не умел планировать свой день, начинайте учить его делать это прямо сейчас. Поверьте, эти знания очень пригодятся вашему сыну или дочери в дальнейшем и не только во время учебы в школе.
Рекомендую родителям почерпнуть знания об этом из книги Зверевой Н. В. и Иконниковой С. Г. «Тайм-менеджмент. Как все успеть?»
4. Разберитесь со своими родительскими страхами
Очень важно понять, чего вы, как родитель, боитесь и какие цели ставите перед собой и образованием ребенка.
Вспомните свои школьные годы, и вы поймете, что были предметы, по которым знания усваивались «на ура», но были и такие, где вы чего-то недопонимали. По разным причинам: сложная программа, скучный учитель, отсутствие интереса, болезни, прогулы. И это нормально.
На дистатнте происходит то же самое: какие-то темы усвоятся хорошо, а какие-то плохо в силу тех же самых обстоятельств. Даже на удаленке школьную программу ваш ребенок сможет освоить всегда. Переживаете за его здоровье из-за долгого сидения перед монитором? Обсудите с ним этот вопрос. Предложите уменьшить время сидения в играх или соцсетях.
И еще, мотивировать ребенка нужно не исходя из чьих-либо советов, а из того, какой есть он. Никто не знает вашего ребенка лучше и больше, чем вы сами. Не требуйте все и сразу, если ему это тяжело. Пусть двигается в своем темпе. Обязательно поощряйте, больше хвалите за успехи. Будет хорошо, если процесс обучения дома будет максимально походить на процесс обучения в школе. То есть рабочее место, одежда, перемены. И что очень важно: при такой организации обучения дома, вашему ребенку не составит большого труда выйти на учебу в офлайн-режиме.
Материал подготовила Светлана Якунина, педагог-психолог ОЦДиК.