arrow_back

Как научить ребенка дружить

Дружить детей нужно учить. Отдавая малыша в детский сад, родители очень надеются, что именно там у него появятся первые товарищи: по играм, прогулкам, общению. Но такие, на первый взгляд, естественные взаимоотношения не рождаются сами из ниоткуда. Чтобы научить ребенка дружить с другими детьми, нужно приложить немало усилий. Предлагаем вам несколько рекомендаций:

  • Развивайте в ребенке уверенность.
    Уверенный в себе человек не будет испытывать особенных сложностей в общении. Даже если кто-то не захочет с ним дружить, он без особенных расстройств найдет себе другое занятие и других товарищей. Чтобы воспитать у ребенка уверенность в себе, важно принимать его как личность, уважать его действия и решения, верить, что он все сможет, и учить самостоятельности.
  • Создайте среду для общения.
    Можно позвать в гости друзей с детьми, разрешить ребенку пригласить своих товарищей, вместе подумать, где еще можно завести новые знакомства.
  • Объясните базовые правила коммуникации.
    Ребенку легче будет наладить контакт с детьми, если он как следует усвоил фразы, с которых можно начинать общение. Короткая фраза: «Меня зовут Саша, а тебя?», часто становиться первой ступенькой к дружбе. Кроме этого, ребенку пригодятся и обычные вежливые обороты: «Здравствуйте!», «Спасибо!», «У тебя очень красивая машинка! Как ты с ней играешь?» и так далее. Если ребенок стесняется обращаться к другим, потренируйтесь с ним дома на любимых игрушках: пусть куколки и мишки знакомятся друг с другом и устраивают совместные игры.
  • Вместе обсуждайте и разбирайтесь в разных ситуациях.
    Наблюдайте за детскими играми и обсуждайте: кто в какие игры играл, кто был веселым, а кто грустным, что его обрадовало, а что расстроило. Важно научить малыша говорить «нет», «не хочу» и «мне это не нравится», если ровесники пытаются заставить его делать что­-то запрещенное или просто неприятное. Не стоит учить ребенка драться, обзываться и «давать сдачи» с помощью кулаков. Учите ребенка договариваться. Будьте примером сами. Можно в игровой форме показать ребенку, как лучше всего выходить из конфликта.
  • Учите меняться и делиться.
    Именно с умения меняться и делиться игрушками начинается воспитание мастера общения, это первый главный шаг к навыку ведения переговоров, умению выслушивать разные стороны и учитывать интересы других членов группы, а не только свои собственные. 
  • Учите «не подкупать друзей», а быть для них интересными.
    Зачастую дети, с которыми не хотят играть ровесники, пытаются привлечь к себе друзей с помощью необычных игрушек или угощений. Иногда такая стратегия имеет успех, но очень важно не переборщить с желанием завлечь игрушкой, ведь может статься, что новый товарищ дружит с вашим ребенком лишь до тех пор, пока тот согласен делиться своей игрушкой, и никак иначе. Если вы видите, что ребенок стал заложником именно такой ситуации, постарайтесь переиграть ее, например, научите ребенка не просто делать снежки, а лепить снеговика или делать что-нибудь интересное, тогда ребята сами потянутся дружить, чтобы приобщиться к интересному делу.
  • Настраивайте ребенка на оптимизм и позитивный лад.
    Всем нам больше нравятся доброжелательные, улыбчивые люди, а не ворчуны или «нытики». Точно так же и у детей. У болтушки-­хохотушки, которая всему готова радоваться, наверняка будет больше друзей, чем у буки, у которого от каждой мелочи глаза на мокром месте. При этом совершенно не обязательно ломать его характер и, допустим, стараться сделать задумчивого интроверта душой компании! Главное, делитесь с ребенком своими позитивными мыслями и чувствами и показывайте ему, как найти хорошее в любой ситуации.

Материал подготовила Якунина С. Г., педагог-психолог ОЦДиК