arrow_back

Как мы ведем себя в конфликтах?

Думаю, что каждый из нас, хотя бы раз в жизни конфликтовал. Но задумывались ли вы, что конфликт из себя представляет?

Конфликт – это особое взаимодействие людей (групп) при их несовместимых взглядах. Он представляет собой способ понять друг друга, обнаружить границы зоны комфорта. В процессе конфликта проявляются способности человека. 

Американский психолог Томас К. полагал, что каждая сторона конфликта имеет свои способы реагирования. Он отметил пять поведенческих стратегий в конфликте: соперничество, уклонение, уступчивость (приспособление), компромисс и сотрудничество.

Так, повышенное внимание к собственным интересам в конфликте говорит о напористости человека, в то время как внимание к интересам другой стороны - о значимости отношений. Собственно степень внимания к своим или противоположным интересам и определяет дальнейшую стратегию в конфликте.

Итак, что же представляют из себя стратегии поведения в конфликте:

  1. Соперничество – высокая степень заинтересованности достижения своих собственных интересов при низкой значимости отношений с партнером. Это практически ссора.
  2. Уклонение (или избегание) - стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, игнорирование разногласий, отрицание конфликта. Подобное поведение характеризуется низкой значимостью отношений с партнером и низким уровнем заинтересованности в сути конфликта.
  3. Уступчивость (приспособление) – низкая напористость при высокой заинтересованность во взаимоотношениях с партнером. Способ, при котором одна из сторон отрицает значимость своих интересов.
  4. Компромисс – желание обеих сторон урегулировать конфликт, обмениваясь взаимными уступками. При этом каждая сторона хоть немного, но потеряет.
  5. Сотрудничество - поиск решений для урегулирования конфликта с учетом всех интересов обеих сторон конфликта. Равные партнеры уважают интересы друг друга. Это наиболее комфортный и приемлемый способ реагирования.

Как видно, наиболее благоприятные способы поведения в конфликте – это стратегия сотрудничества или компромисса. Они позволят получить максимум из ситуации. Но для этого необходимо придерживаться определенных правил поведения: сохранять уважительное отношение к оппоненту, говорить от своего лица и только о своих поступках, четко формулировать то, что вы хотите получить в итоге. Кроме того, важно обозначить искреннее желание выяснить источник возникшей напряженности, а не ограничиться дежурными фразами. 

Кончено, будет замечательно, если у вас не будет конфликтов с окружающими. Но если придется, то опробуйте использовать два вышеуказанных способа, и вы увидите, как быстро меняется ситуация. 

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович