arrow_back

Как мотивировать ребенка на учебу

Несмотря на то, что речь пойдет об учебе, эти приемы можно применять и для других ситуаций. 

Для начала предлагаю договориться о том, что будем иметь в виду под словом «мотивация». 

Мотивация – это внутреннее стремление (желание) человека чем-то заниматься. Заниматься тем, что нравится и/или дает желаемый результат.

Что НЕ является мотивацией (а является стимуляцией): 

- Требование конкретных действий (иди садись за уроки);

- Уговоры (ну давай, выключай игру, давай садись за уроки, сядь, пожалуйста);

- Давление на жалость и совесть (у меня голова болит, давай спокойно сегодня сделаем уроки; как тебе не стыдно: мать болеет, а ты даже уроки не можешь нормально сделать);

- Пророчества (без учебы нормальной работы не найдешь, твое будущее будет жалким, даже в дворники не возьмут);

- Обесценивание (сколько ты тут прочел, две строчки? Надо три упражнения выполнить);

- Унижение (как можно быть таким глупым, невнимательным);

- Занудство (ты же знаешь, что надо учиться. Мы тоже учились, теперь работаем, это обязанность каждого ребенка – учиться…);

- Подкуп (вот закончишь четверть на «хорошо» и «отлично», тогда купим тебе новый телефон).

 

Вышеперечисленные приемы чаще всего разрушают мотивацию ребенка. Поэтому, важная родительская задача – помочь ребенку взрастить и укрепить внутреннее стремление. Как? Ответ прост – использовать приемы, которые вдохновляют, а не ослабляют. 

Когда происходит какая-то ситуация, не торопитесь сразу предлагать ребенку готовые решения или указывать, как ему поступить. 1. Обозначьте проблему:

«Я каждый день тебе напоминаю, что нужно делать уроки. Мне это не нравится. Я бы хотел(а), чтобы ты делал уроки вовремя без напоминания».

2. Спросите ребенка: «Как быть с этой ситуацией, что делать? Какие твои предложения?» (делайте ребенка партнёром в вопросах, касающихся его учебы). 

3. Сделайте паузу. Пауза – это приглашение и способ показать, что любые предложения требуют времени для обдумывания. Когда решения предлагаете вы, ребенок теряет интерес к процессу и не выдвигает своих предложений. 

4. Если ребенок после паузы ничего не говорит, то уточните: «Ты сейчас размышляешь? Готов(а) ли ты обсудить эту тему сейчас?». 

Когда вы много увещеваете ребенка, то в какой-то момент (иногда очень быстрый) он перестает вас понимать и тогда перестает слушать. А еще иногда он растерян и не знает, что вам сказать и на какой вопрос ответить.    

 

В заключении еще раз обозначу фокус родительского внимания, когда дело касается мотивации ребенка к учебной деятельности. Чтобы помочь взрастить и укрепить внутреннюю мотивацию ребенка, обращайте внимание на то, что вы говорите и делаете. 

Ваши слова и действия лишают ребенка способности мыслить? 

Ваши слова и действия побуждают в нем желание учиться? 

Эти вопросы – подходящая возможность перестать делать то, что не помогает ребенку и найти те слова и действия, которые действительно укрепляют его учебную мотивацию.

Иногда кажется, что у ребенка нет внутреннего стремления к чему-либо, но это скорее всего не так. Внешне сухая веточка может дать новый росток. Нужно просто помочь, заметить и поддержать.

 

Автор: Болдырева Елена Александровна, педагог-психолог СП ОЦДиК в г.Правдинске