Как мотивировать ребенка на учебу
Несмотря на то, что речь пойдет об учебе, эти приемы можно применять и для других ситуаций.
Для начала предлагаю договориться о том, что будем иметь в виду под словом «мотивация».
Мотивация – это внутреннее стремление (желание) человека чем-то заниматься. Заниматься тем, что нравится и/или дает желаемый результат.
Что НЕ является мотивацией (а является стимуляцией):
- Требование конкретных действий (иди садись за уроки);
- Уговоры (ну давай, выключай игру, давай садись за уроки, сядь, пожалуйста);
- Давление на жалость и совесть (у меня голова болит, давай спокойно сегодня сделаем уроки; как тебе не стыдно: мать болеет, а ты даже уроки не можешь нормально сделать);
- Пророчества (без учебы нормальной работы не найдешь, твое будущее будет жалким, даже в дворники не возьмут);
- Обесценивание (сколько ты тут прочел, две строчки? Надо три упражнения выполнить);
- Унижение (как можно быть таким глупым, невнимательным);
- Занудство (ты же знаешь, что надо учиться. Мы тоже учились, теперь работаем, это обязанность каждого ребенка – учиться…);
- Подкуп (вот закончишь четверть на «хорошо» и «отлично», тогда купим тебе новый телефон).
Вышеперечисленные приемы чаще всего разрушают мотивацию ребенка. Поэтому, важная родительская задача – помочь ребенку взрастить и укрепить внутреннее стремление. Как? Ответ прост – использовать приемы, которые вдохновляют, а не ослабляют.
Когда происходит какая-то ситуация, не торопитесь сразу предлагать ребенку готовые решения или указывать, как ему поступить. 1. Обозначьте проблему:
«Я каждый день тебе напоминаю, что нужно делать уроки. Мне это не нравится. Я бы хотел(а), чтобы ты делал уроки вовремя без напоминания».
2. Спросите ребенка: «Как быть с этой ситуацией, что делать? Какие твои предложения?» (делайте ребенка партнёром в вопросах, касающихся его учебы).
3. Сделайте паузу. Пауза – это приглашение и способ показать, что любые предложения требуют времени для обдумывания. Когда решения предлагаете вы, ребенок теряет интерес к процессу и не выдвигает своих предложений.
4. Если ребенок после паузы ничего не говорит, то уточните: «Ты сейчас размышляешь? Готов(а) ли ты обсудить эту тему сейчас?».
Когда вы много увещеваете ребенка, то в какой-то момент (иногда очень быстрый) он перестает вас понимать и тогда перестает слушать. А еще иногда он растерян и не знает, что вам сказать и на какой вопрос ответить.
В заключении еще раз обозначу фокус родительского внимания, когда дело касается мотивации ребенка к учебной деятельности. Чтобы помочь взрастить и укрепить внутреннюю мотивацию ребенка, обращайте внимание на то, что вы говорите и делаете.
Ваши слова и действия лишают ребенка способности мыслить?
Ваши слова и действия побуждают в нем желание учиться?
Эти вопросы – подходящая возможность перестать делать то, что не помогает ребенку и найти те слова и действия, которые действительно укрепляют его учебную мотивацию.
Иногда кажется, что у ребенка нет внутреннего стремления к чему-либо, но это скорее всего не так. Внешне сухая веточка может дать новый росток. Нужно просто помочь, заметить и поддержать.
Автор: Болдырева Елена Александровна, педагог-психолог СП ОЦДиК в г.Правдинске