arrow_back

Как и зачем развивать мелкую моторику у дошкольника?

Многие родители не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием речевых навыков.

Почему же тогда родители забывают о ее развитии, когда их малыш вот-вот готов поступить в школу или даже учится уже в начальной школе? Ведь в этот период речь и мышление ребенка продолжают совершенствоваться невероятными темпами, и развитие мелких мышц рук может серьезно способствовать этим процессам.

Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу несколько систем: нервная, костная и мышечная.

Интересно, что та зона коры головного мозга, которая отвечает за тонкие движения пальцев, расположена очень близко к речевой зоне. Соответственно, чем более развита часть мозга, отвечающая за мелкую моторику, тем большее влияние она оказывает и на речевую зону. Вот почему между речью ребенка и мелкой моторикой и существует эта особенная и неразрывная связь.

Специальные исследования, проведенные Институтом физиологии детей и подростков, подтвердили, что от степени развития мелкой моторики зависит не только успешное удовлетворение бытовых потребностей ребенка (умение одеться, обуться, поесть при помощи ложки или вилки), но и управление речью, а значит, и в целом, качество жизни.

Только малыш, способный внятно говорить и координировать работу пальцев, может приступать к успешному дальнейшему изучению письма и счета, учиться читать и осваивать основные правила ухода за собой.

Поэтому хорошо развитую мелкую моторику, от которой напрямую зависит формирование навыков письменной и устной речи ребенка, можно назвать одним из важнейших показателей готовности к школе.

Учим ребёнка координировать движения пальцев: правила и рекомендации.

Для того чтобы маленький ребенок 2-3 лет научился управлять своими пальцами и сделал первый шаг в развитии мелкой моторики, родители используют разнообразные шнуровки, рисование на крупе пальчиками, пальчиковые и другие развивающие игр.

Полезные советы

А вот для развития скоординированных движений пальцами у ребенка-дошкольника необходимо увлечь его играми посложнее, требующими большей исполнительности и четкости движений.

Педагоги и психологи предлагают для этого детям дошкольного возраста заняться художественной или декоративной деятельностью, работая с пластилином, карандашами, красками или даже с глиной.

Преимущества подобного метода видны невооруженным глазом: он приносит детям искреннюю радость и при этом не вызывает особых трудностей. Ведь для всех детей этого возраста характерно преобладание образного мышления над абстрактно-логическим, а инструменты для творчества совсем несложно приобрести в любом магазине.

Есть только одно условие: деятельность должна носить эмоциональный характер. Другими словами, детям должно нравиться то, что они делают. Только в таком случае развитие мелкой моторики и речи будет также способствовать развитию фантазии и образного мышления.

Развиваем мелкую моторику при помощи игр

Упражнения для развития моторики основаны на принципах стимулирования мелких ручных движений и развитии их координации. Так, они успешно позволят тренировать ловкость пальцев ребенка, который будет манипулировать различными небольшими предметами вроде кисточки, карандаша, желудя или ягод рябины.

К основным играм, развивающим мелкую моторику, можно отнести:

1. Раскрашивание картинок.

Всевозможные раскраски, в большом ассортименте представленные в современных магазинах, — это и отличное подспорье для развития мелкой детской моторики, и в то же время самая что ни на есть игра, если пользоваться ими с умом. Важно следить за тем, чтобы ребенок подходил к творческому процессу с усердием и вниманием, а не стремился как можно быстрее отделаться от задания. Постарайтесь поэтому подбирать те картинки, которые по душе вашему малышу. 

 

2. Лепка.

Игры для развития мелкой моторики с глиной или пластилином всегда стояли на одном из первых мест в системе дошкольного образования. И не зря, ведь тактильные ощущения, возникающие при контакте с пластилином или глиной, как нельзя лучше помогают ребенку разрабатывать мелкие мышцы кисти. Однако эти материалы вовсе не являются единственными и неповторимыми. Лепить можно практически из чего угодно. Если вы решили заняться этим делом, например, зимой, то возьмите на вооружение снег, дающий возможность сооружать в морозные дни снеговиков или целые крепости.

 

3. Изготовление поделок из бумаги.

Любой дошкольник любит возиться с ножницами, клеем и бумагой. Эти инструменты предоставляют полную свободу творчества и дают возможность выполнить целый ряд узоров или интересных сюжетных аппликаций. Благодаря подобным работам педагоги в детском саду также оценивают эффективность упражнений для развития мелкой моторики и степень готовности ребенка к дальнейшему обучению.

 

4. Поделки из природных материалов.

Разнообразные листья, ветки, желуди, каштаны и семена — отличный материал, способный помочь ребенку в освоении мелкой моторики. Заодно можно предложить малышу выучить названия всех этих предметов, их цвета и формы.

 

5. Плетение.

Плетение кос, браслетов из бусин и ягод, нанизывание ягод на бусы (кто не играл осенью с рябиной?), создание венков из осенних плодов (чего только стоят яркие осенние веночки из листьев, куда вплетаются шишки и орехи) — все это действительно интересные занятия для малышей, которые увлекают и развивают не только мелкую моторику, но и фантазию.

Маленькие дети с радостью создают бусы в подарок близким, учатся вышивать или вязать макраме.

 

6. Игры в шарады.

Любой ребенок любит не только отгадывать, но и загадывать загадки. Предложите малышу показать свое любимое стихотворение при помощи рук. 

К этому же методу относится и так называемый «теневой» театр, в котором при помощи пальцев демонстрируются захватывающие истории. Взрослому научиться показывать пальцами зайца или оленя никогда не поздно, а ребенку — всегда полезно.

 

Развивать мелкую моторику можно и нужно и в домашних условиях. В качестве простейших упражнений для этого могут послужить элементарные действия по уходу за собой: завязывание шнурков на обуви, застегивание молний или пуговиц, перебирание пальцами всевозможных плодов или семян.

Помните, что для того, чтобы ребенок научился работать своими руками, следует предоставлять ему такую возможность.

Не спешите все сделать за него, а дайте ему шанс проявить себя!