Как формировать учебную мотивацию школьника?
Проблема нежелания детей учиться и получать новые знания, очень актуальна в настоящее время. У одних детей мотивация к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других же по различным причинам пропадает в процессе обучения. Как же можно помочь ребенку не потерять интерес к знаниям, как формировать учебную мотивацию? Вот несколько возможных решений.
1) С самого первого класса необходимо контролировать процесс обучения, при этом учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Обычно необходимо максимально помогать ребенку и полностью контролировать учебный процесс во время адаптации к школе. Ведь новоиспеченный школьник еще не освоился, ему тяжело самостоятельно устанавливать режим дня, вовремя приступать к домашнему заданию. Следует учитывать индивидуальные особенности ребенка (темперамент, темп работы, особенности внимания и памяти и др.). Каким-то детям проще сесть за уроки сразу после школы, а каким-то обязательно нужен отдых или смена учебной деятельности на какую-либо другую.
2) Важно формировать адекватную самооценку у ребенка.
Ведь у детей с низкой самооценкой рано или поздно снижается мотивация к обучению. А дети с завышенной самооценкой не признают своих ошибок, что негативно сказывается на процессе обучения. Поэтому самооценка должна быть адекватной и соответствовать способностям ребенка. Так, если вы понимаете, что у вашего ребенка самооценка занижена – побольше хвалите, подбадривайте его даже за небольшие успехи и достижения, а если завышена – давайте обратную связь и указывайте на ошибки, ищите пути решения.
3) Хвалите и поощряйте ребенка за успехи в учебе.
Покупка желанных подарков, а также приятное проведения совместного досуга в кино, парке, на катке, в кафе и т.д. – оптимальное подкрепление успехов ребенка.
4) Имейте выдержку в ожидании хороших учебных результатов.
Мотивация к учебе формируется в течение некоторого времени и у всех протекает по-разному. Ошибки и неудачи в этом процессе просто неизбежны. Но систематическая совместная работа с ребенком и выдержка родителей над повышением мотивации к обучению рано или поздно принесет свои плоды.
5) Развивайте у ребенка способности к самоконтролю.
Все мы люди, и времени часто не хватает. Мы не всегда можем проконтролировать учебный процесс. Ребенок должен научиться проверять себя сам. Для этого можно использовать игры на внимательность и концентрацию внимания. Не стоит раздражаться, даже если у ребенка что-то не получается с первого раза. В конечном итоге, наша помощь – это повторение изученного материала.
6) Не требуйте невозможного!
В погоне за знаниями и оценками не забывайте о физическом и психическом здоровье ребенка. Следите за нагрузкой, режимом труда и отдыха. В противном случае ребенок будет быстро уставать, истощаться, что может привести к психосоматическим заболеваниям или нарушить взаимопонимание в семье.
В целом, мотивация ребенка на начальном этапе в большей степени зависит от поведения родителей. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться небыстрый, но необходимый. Не стоит морализировать (ребенку это еще сложно понять), лучше используйте его любознательность, а также будьте примером сами. Тогда учеба станет и для ребенка, и для вас радостным событием, а круг его интересов будет только расширяться.
Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович