arrow_back

Игры при коррекции детских страхов (ролевые)

Ранее мы рассмотрели подвижные игры, которые являются эффективными при коррекции детских страхов. Следующим этапом игровой коррекции страхов будут ролевые игры, проводимые по сюжетам известных сказок. Данный вид игр наибольший отклик найдет у ребят дошкольного возраста. 

Страхи отражают рост самосознания, поэтому возникают в определенном возрасте, прежде всего у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей. 

1. Разыгрывание по ролям сказок с запретом.

В 2 года многие дети знакомятся со сказкой "Красная Шапочка", и тема страшного волка начинает отражаться в снах в этом возрасте, прежде всего у девочек. Беспокойный сон, ночные ужасы, крики и есть эмоционально насыщенная, драматическая переработка отчасти осознаваемого страха смерти, лежащего в основе боязни волка. Вечной темой будут и насилие, злой умысел со стороны волка и неопытность, наивность и неосторожность Красной Шапочки. Это урок, назидание, запрет на совершение необдуманных, не одобряемых взрослыми действий: нельзя ходить одной через лес, где есть волки с присущей им жестокостью. 

Вообще, запрет в сказках играет большую роль для показа последствий его нарушения. Вспомним некоторые из них: не открывать окно ("Кощей Бессмертный"), не уходить со двора ("Гуси-лебеди"), не пить воду из лужи ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка") и т. д. 

2. Использование в игре масок. 

Широко используются маски, как готовые, так и сделанные самими детьми. В подготовке к игре участвуют и боящиеся дети, увлеченные, как и все, происходящими событиями. Теперь остается только распределить роли, и делается это по желанию детей с незаметным для всех поощрением активности тех из них, кто испытывает страх. Воспитатель берет, как и все, одну из ролей, направляя игровое действие в нужное русло. Игра может быть повторена по желанию детей неоднократно, но уже с новым распределением ролей, что позволяет улучшить способность детей принимать роли, вести себя более гибко и значительно уменьшить или снять страхи перед сказочными персонажами.

3. Драматизация.

Ролевая коррекция страхов начинается с драматизации в группе историй на темы страхов. Каждый из них отражается в виде отдельных фантастических (волшебных) или реальных историй. Волшебные истории воспроизводят то, чего боится ребенок в жизни, по типу: «Однажды...» Но и здесь необязательно, чтобы он главным героем делал себя, свой страх он может приписать какому-то другому, вымышленному персонажу. Специально подчеркивать это не надо, и дети обычно сами находят наиболее приемлемый вариант. Рекомендуется не вмешиваться в то, каким образом и что сочиняет ребенок. Количество действующих лиц не ограничено. 

4. Кукольный театр.

Устраиваются кукольные представления по сценариям известных сказок или же проигрываются сценки-импровизации, сочиненные тут же. Придуманные истории желательно дополнять рисунками, масками, отражающими те или иные перипетии. Важно, чтобы отрицательную и тем более агрессивную роль сыграл ребенок, неспособный постоять за себя и боящийся сильных, недружелюбных и агрессивных детей. Цель ролевой трансформации поведения -- изжить страх перед сказочным или реальным образом посредством овладения, манипулирования им в игре и отреагирования ранее подавленных в связи с ним эмоций по типу: чтобы зайцу не бояться, надо ему побывать в «шкуре волка». 

Материал подготовлен педагогом-психологом
ОЦДиК Карпузовой Л.В. 

Источник: Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка, 1997 г.