arrow_back

Игры при коррекции детских страхов (подвижные)

Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с теми или иными страхами: ситуативными и продолжительными. Страхи проявляются специфически: в виде беспокойства, раздражительности, тревоги. И если взрослому гораздо легче справиться с этими состояниями, то у ребенка переживание страхов проходит серьезнее, так как дети не понимают причинно-следственную связь между страхом и его переживанием. В практике по коррекции детских страхов достаточно эффективно показали себя проективные методики и игры.

Подвижные игры при коррекции страхов.

Известно, что игра представляет собой естественный вид творчества детей, действие, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. Игры в сражения, прятки, «казаки-разбойники», догонялки и прочие за счет выработки адреналина, повышения градуса эмоций позволяют как бы «вытащить» страх наружу и пережить его. Однако, в подвижные игры современные дети играют крайне мало или же если говорить о больших городах, не играют совсем.  Подвижные игры же показаны в обязательном порядке детям дошкольного и младшего школьного возрастов, особенно нервным детям. 

  1. Игры с мячом: футбол, регби; внезапное, неожиданное бросание мяча друг другу детьми, стоящими по кругу, сопровождающееся словами "на", "держи", "лови", "бросай", "поймай"   и т.д.,   а также подбрасывание воздушных шариков и игра в кегли.
  2. Поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.
  3. Борьба-соревнование, сражение на саблях, метание мяча друг в друга (при этом нужно увернуться от него, защититься рукой или картонным щитом).
  4. Лазанье наперегонки по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой воспитателя); перепрыгивание веревочки, небольшой ямы с песком и т. д.
  5. Прохождение по детским стульям, находящимся на некотором расстоянии друг от друга, с тем чтобы вернуться обратно и, спрыгнув с последнего стула, получить приз.

Следующие пять игр развивают достигнутые результаты и позволяют еще в большей степени уменьшить страхи и неуверенность в себе.

Первая игра — "Пятнашки" — служит своеобразной разминкой к последующим играм и, несмотря на кажущуюся простоту, содержит ряд правил. Ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья, стоит столик. Кто случайно заденет их или выбежит за пределы площадки, становится водящим, который должен пятнать уже сам. Нельзя пятнать через стулья, они как бы цельные колонны — можно увертываться, отворачиваться. Пятнать можно только по спине, что еще больше осложняет задачу. Игра длится не больше 5 минут, до появления первой усталости. Воспитатель находится среди детей, принимая в игре непосредственное участие.

Эмоциональное и двигательное оживление, достигнутое в группе, улучшает настроение детей и повышает интерес к следующей игре — "Жмурки". Обстановка на игровой площадке остается прежней: также в беспорядке расставлены стулья, столик, детская коляска. Между ними стоят дети с условием не двигаться и ничем не выдавать себя, когда их ищет водящий (в роли которого поочередно должны побывать все дети). Только если водящий с повязкой на глазах долго никого не находит, можно обнаружить себя, а то и напугать, похлопать в ладоши, покричать, когда он оказывается рядом. Ведущий в свою очередь всячески пытается напутать тех, кого он ищет, чтобы участники игры обнаружили себя. Желательно еще и угадать, кто попался: ощупать его, назвать имя. Победителем считается тот, кто больше нашел участников игры.

Игра "Жмурки", как и следующая игра "Прятки", требует известной выдержки, терпения и способствует развитии этих качеств у нервно ослабленных детей. К тому же эти игры значительно снижают интенсивность страхов неожиданного, внезапного воздействия.

Игра "Прятки" проводится не только в группе, но и в коридоре, музыкальном и спортивном залах — везде, где можно спрятаться, встать за выступ, ничем не обнаружить себя. Заранее разрабатывается маршрут, по которому пойдет ведущий, затем он дает всем возможность спрятаться и начинает поиск. Те, кого нашли, идут с ним вместе. Ненайденные участники игры затем выходят так, чтобы не обнаружить себя, не раскрывать свою "тайну" — островок личной безопасности. Прятки позволяют успешно справиться со страхами темноты, одиночества, замкнутого пространства (прячутся при выключенном свете, одни и в ограниченном пространстве). После игры дети лучше засыпают, так как перечисленные страхи как раз и возникают у них пред сном.

В игре "Кто первый?" дети выстраиваются в одну линию и ведущий сообщает, что, как только он скажет определенное слово, все должны прыгать, как зайчики, преодолевая расстояние до двух стульев, с тем чтобы проскочить между ними и, вернувшись, взять первым приз (конфетку, картинку, значок и т. д.). Пусковым словом может быть одно из названий животных, или цвета, или мебели в группе. Но, прежде чем назвать его, следует сказать другие слова, что и создает элементы ожидания, неизвестности, путаницы и вместе с тем неожиданности, внезапности. Например, тот, кто в данный момент ведет игру, выбирает пусковым словом "медведь", всем это объявляет и начинает произносить: "Лошадь, крокодил, лягушка", затем внезапно говорит слово "медведь" и первым начинает движение. Во время прыжков участники игры создают препятствия друг другу, так как каждый стремится быть первым. Это вызывает азарт, смех, веселье. Физически более слабые дети находятся сначала в середине линии и могут быстрее или, по крайней мере, наравне со всеми добраться до стульев. Воспитатель участвует в игре и также стоит впереди шеренги. Психологический механизм воздействия этой, как и последующей игры заключается в преодолении посредством эмоционального вовлечения и группового подражания состояния скованности и торможения, когда нужно быстро действовать, снять оцепенение, страх и неуверенность в себе.

Последняя из рассматриваемой серии игр называется "Быстрые ответы". Игровая площадка разделяется на квадраты длиной в один шаг, впереди на стуле сидит воспитатель и держит в руках приз. В быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания. Вопросы самые простые, и на них можно отвечать не только буквально, но и шутливо, как часто это делают и сами дети. Например, на вопрос: "Почему мороженое холодное?"— можно ответить: "Потому что оно в холодильнике", на вопрос: "Почему крокодил плачет?" — следует ответ: "Потому что его обидели" и т. д. Ответивший на вопрос делает шаг вперед, а те, кто не ответил, остаются на месте, но воспитатель облегчающими вопросами помогает и им, так что все, в конце концов, достигают финишной черты и получают призы. Затем место воспитателя занимают по желанию дети, используя как готовые, так и свои вопросы.

Продолжительность последних двух игр не превышает 20 — 30 минут, чтобы не вызвать потерю интереса и пресыщения игрой. Каждая из рассмотренной серии игр начинается игрой "Пятнашки", вносящей эмоциональное оживление и радость в группу, после чего ежедневно или через день проводится одна из указанных игр. 

Материал подготовлен педагогом-психологом
ОЦДиК Карпузовой Л.В. 

Источник: Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка, 1997 г.