Игры на развитие мыслительных операций младших дошкольников
Предпосылки мыслить, понимать закладываются с самых первых месяцев жизни. Первая погремушка в жизни ребенка, первые действия с предметами, окружающими малыша – все имеет значение в устанавливании связей между человеком и предметом. Случайные действия могут порождать интерес и попытки повторить эти действия снова. К примеру, услышав, что погремушка издает звуки, малыш будет трясти ее снова, чтобы повторить процесс. Получая все новые знания, ребенок учится совершать мыслительные операции, и уже к пяти годам умеет анализировать, сравнивать, обобщать.
Виды мышления
- Наглядно-образное. Познание с помощью манипулирования предмета.
- Наглядно-действенное. Познание с помощью представлений, предметов, явлений.
- Словесно-логическое. Познание с помощью слов, понятий, рассуждений.
Кроме того, различают теоретическое (познание законов, правил) и практическое мышление, т. е познание определенной цели путем выполнения нужных мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения, абстракции, конкретизации, среди которых основными являются анализ и синтез.
Анализ - это разделение сложного предмета на составляющие его части или характеристики.
Синтез - мысленный переход от частей к целому.
Сравнение - установление сходства и различия между предметами.
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Абстракция - выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных.
Конкретизация - выделение нужного признака, свойства предмета или явления среди других, похожих на него или сходных с ним.
«Что не подходит?»
Взрослый показывает ребенку ряд предметов или карточку с 3-4 предметными картинками и задает вопрос: «Какой предмет в этом ряду не подходит к остальным?» Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему он так думает.
Например: «Здесь лишняя кукла, потому что она относится к игрушкам, а все остальные предметы к мебели».
«Подбери по форме»
Взрослый формирует группы, обозначая их каждой из геометрических фигур, и показывает, как раскладывать картинки, похожие на одну них.
Например, мяч кладут к круглым предметам, пирамиду - к треугольным, огурец - к овальным, дверь - к прямоугольным и т. д. Затем ребенок раскладывает картинки самостоятельно.
«Разложи по цвету»
Взрослый показывает ребенку картинки и называет изображенные на них предметы. Затем начинает формировать из них группы по цвету, а ребенок должен разложить все предметы по этому образцу.
«Подбери картинку»
Задача: закрепить в речи детей обобщающие понятия: для 3-5 лет такие, как овощи, фрукты, посуда, мебель, грибы, одежда, обувь, птицы, дикие и домашние животные, игрушки; развить умение классифицировать предметы по группам и объединять их вместе одним обобщающим названием.
Оборудование.
1 вариант: большие карты, разделенные на части, или одна картинка, на которой изображены предметы, относящиеся к одной группе, маленькие карточки с изображением отдельных предметов разных групп,
2 вариант: лото, состоящее из картинок с изображением знакомых ребенку предметов, относящихся к разным обобщающим группам.
Описание.
1 вариант. Можно играть вдвоем с ребенком или группой детей из 3-4 человек. Если используются большие карты с пустыми клетками, то они раздаются игрокам, которые в ходе игры должны будут выбрать себе картинки с предметами определенной группы.
На отдельных маленьких карточках изображены различные овощи, фрукты, животные, предметы посуды, мебели, одежды и т. д.
Взрослый, показывая маленькую карточку, спрашивает: «Кому нужен огурец (чашка, платье, стол и т. д.)?» Один из играющих должен ответить: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи (посуду, одежду, мебель и т. д.)».
Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше других закроет свою карту, не допустив при этом ни одной ошибки в ответах.
2 вариант. Взрослый играет с одним ребенком, показывает ему, как разложить на группы (или в ряд) картинки, которые можно назвать одним обобщающим словом.
Например, огурец, помидор, лук, перец, капуста, Морковь и т. д. - это овощи; платье, шорты, пальто, Кофта, юбка, брюки и т. д. - это одежда; стол, стул, кресло, диван, шкаф, кровать и т. д. - это мебель.
«Что перепутано?»
Задача: научить детей рассуждать и сопоставлять возможное и невозможное, находить на картинках ситуации, которых не бывает в жизни, развить связную речь детей.
Оборудование: сюжетные картины с изображением несуществующих, нелепых ситуаций, фишки.
Описание. Взрослый говорит детям: «Я покажу вам картинку, а вы посмотрите на нее внимательно и найдите то, чего не бывает на самом деле».
Дети находят несуществующее на картинке и рассказывают о нем полным предложением.
Например: «Морковь растет не на дереве, а на грядке»; «Ежик должен быть под деревом, а не летать в небе». За каждую исправленную ошибку ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.
«Чего не хватает у предмета?»
Взрослый предлагает ребенку найти, чего не хватает у предмета или сломанной игрушки, и правильно ответить на этот вопрос, употребив существительное с правильным окончанием.
Например: «У машины не хватает колеса»; «У куклы не хватает рук»; «У стула не хватает спинки».
«Назови всех одним словом»
Задача: научить детей объединять подходящие предметы в группу и называть их одним обобщающим понятием.
Оборудование: ряды картинок с изображением овощей, фруктов, игрушек, птиц, животных, предметов одежды, обуви, посуды, мебели и т. д.
Описание. Ребенок должен рассмотреть картинки и назвать ряд предметов одним словом.
Например: вместе лежат огурец, помидор, лук, морковь - это овощи; стул, стол, шкаф, диван - сюда положили мебель и т. д.
«Разрезные картинки (кубики, связанные одним сюжетом)»
Задача: развить мышление и воображение детей, мелкую моторику.
Оборудование: в зависимости от возраста ребенка картинка может быть разрезана: для 3-4 лет на 4 части (картинка из 4 кубиков), для 5 лет - на 6 частей (картинка из 6 кубиков).
Описание. Ребенок старается сложить целую картинку из частей, следуя образцу или своей фантазии. На начальном этапе, если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно класть разрезанные части картинки на образец, чтобы научить ребенка видеть эти части на целой картинке.