ИГРАЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ (игры на тему «ЗИМУШКА-ЗИМА» для детей 5-7 лет)
Прихода зимы всегда с нетерпением ждут и дети, и взрослые. Если за окошком все покрыто белым снегом и на улице морозец, то самое время отправиться на зимнюю прогулку.
Зимние развлечения для детей на улице—увлекательны и разнообразны: это и различные игры на снегу, и лепка снеговика (снежной бабы), и возведение снежной крепости, и игры в снежки, и веселое катание с горки на санках. А возвратившись с прогулки домой можно поиграть в спокойные, но не менее увлекательные игры, которые будут развивать у Вашего ребенка сообразительность, речь, внимание и мышление. Во что же можно поиграть? Можно предложить ребенку игру «Какой? Какая?».
Цель: развитие умения подбирать слова-признаки к предметам.
Ход игры: придя с прогулки попросите ребенка вспомнить:
снег какой? (белый, пушистый, легкий и т.д.);
лед какой? (холодный, прозрачный, твердый и т.д.);
мороз какой? (зимний, крепкий, суровый и т.д.);
зима какая? (холодная, морозная, снежная и т.д.)
Игра «Пересчет снежинок».
Цель: развитие мелкой моторики, умение работать ножницами, развитие счетных навыков (счет до 5-ти) и речи.
Ход игры: вместе с ребенком вырежьте из бумаги снежинки, а затем пересчитайте их: «Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок».
Игра «Отгадай загадку».
Цель: развитие мышления, речи ребенка.
Ход игры: предложите ребенку отгадать загадки (если ребенок еще затрудняется отгадывать загадки без опоры на картинки, то заранее приготовьте картинки-отгадки).
- Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд, и лужа. (ЛЕД) - На дворе горой,
А в доме водой. (СНЕГ) - Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку.
По дорожке катят ... (САНКИ) - Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (МОРОЗ) - Меня не растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза-угольки, губы-сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (СНЕГОВИК) - Что вниз головой растет? (СОСУЛЬКА)
Игра «Прогноз погоды».
Цель: развитие грамматического строя речи.
Ход игры: предложите ребенку рассказать какая будет погода если:
- какая погода, если на улице снег - ….. (снежная);
- какая погода, если на улице холод - ....... (холодная);
- какая погода, если на улице мороз - ......... (морозная);
- какая погода, если на улице ветер - ........ (ветреная);
- какая погода, если на улице стужа - ….. (студеная)
Игра «Скажи, что сделала?».
Цель: развивать умение образовывать слова с приставкой ЗА.
Ход игры: взрослый произносит начало предложения, а ребенок образовывает слова с приставкой ЗА.
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки… – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
Игра «Доскажи словечко».
Цель: развитие слухового внимания.
Ход игры: взрослый говорит: «Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давай поиграем со словом «снег». Затем читает стихотворение, а ребенок добавляет слова, связанные со словом «снег».
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (снег.)»
Игра «Найди лишнее слово».
Цель: развитие слухового внимания, мышления и речи.
Ход игры: взрослый произносит слова из каждого ряда, а ребенок должен услышать и назвать «лишнее» слово и объяснить свой выбор.
- «Мороз, морозильник, мороженое, моросит».
- «Снег, снегирь, снасти, снеговик».
- «Холод, хороший, холодильник, холодок».
- «Лёд, ледышка, лекарство, ледяной».
Игровое упражнение «Закончи предложение».
Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления.
Ход игры: предложение ребенку сначала закончить предложение, а затем повторить его полностью.
Зимой бывает снегопад, а осенью... (листопад).
Зимой бывает снег, а летом...
Зимой снег падает, а весной ...
Зимой катаются на санках, а летом ...
Зимой лес спит, а весной ...
Зимой катаются на коньках, а летом ..
Зимой бывает холодно, а летом ...
Зимой деревья белые, а осенью ...
Зимой растут сугробы, а летом растут ...
Зимой лепят снеговика, а летом ...
Зимой насекомые прячутся, а летом ...
Игра «А что вчера?».
Цель: употребление глаголов в прошедшем времени.
Ход игры: предложите ребенку, что было вчера, употребив глаголы в прошедшем времени.
Сегодня снег блестит, а вчера...(блестел).
Сегодня снег падает, а вчера ... (падал).
Сегодня снег сверкает, а вчера ... (сверкал).
Сегодня снег тает, а вчера ...
Сегодня снег хрустит, а вчера ...
Сегодня снег идет, а вчера ...
Сегодня снег ложится, а вчера ...
Сегодня снег кружится, а вчера ...
Зима – отличное время для совместного досуга с детьми. Подскажите своему ребенку, как провести зимние деньки с пользой и интересом. Пусть зимние детские игры (на улице и дома) будут в жизни малыша одними из самых приятных воспоминаний. Главное — показать пример, привлечь ребенка к игре и делать все с удовольствием и улыбкой на лице.
Список используемой литературы:
- Ильина Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2011.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., «Просвещение» 1988.
Материал подготовила учитель-дефектолог ОЦДиК, в г. Гусеве Т.В. Кузнецова.