arrow_back

Говорить, это сложно или нет?

Интерес к тому, как ребенок говорит, не ослабевает в течение столетий. 

Чтобы ребёнку начать говорить на определенном языке, нужно овладеть арсеналом языковых единиц, созданным предшествующими поколениями, и усвоить правила их использования в речевой деятельности. По своей организации язык представляет собой совокупность языковых единиц разного ранга (звуков, морфем, слов, предложений), а также правил их применения.

Откуда же их узнаёт ребенок? Это результат его собственной языковой деятельности, протекающей на бессознательном уровне. Каждый человек постоянно анализирует речь окружающих и свою собственную. Произнесенные неправильно обороты и конструкции, не соответствующие норме сочетания звуков, не воспринимаются и «режут ухо».

В период овладения родным языком ребенок усваивает все эти правила и нормы самостоятельно. Роль взрослого в этот период заключается главным образом в том, что при ежедневном общении с ребенком он является поставщиком речевого материала, из которого ребенок черпает требуемую ему информацию.

К огромному сожалению, отсутствие адекватной речевой среды в первые три года жизни ребенка не может быть возмещено в дальнейшем. 

На процесс овладения ребенком родным языком влияет в первую очередь речевая среда, т.е. речь взрослых, которую воспринимает или может воспринять ребенок. Недостаточность, скудность речевой среды снижает скорость освоения языка.

После трехлетнего возраста и, приблизительно, до семи лет ребенок осваивает морфологическую систему русского языка, типы склонений и спряжений, а уже к восьмилетнему возрасту ребенок овладевает сложной системой грамматики; можно сказать, что язык, на котором говорит ребенок, в полной мере становится родным. Однако, нельзя забывать, что это результат тесного «речевого» взаимодействия ребенка с окружающими его взрослыми: родителями, бабушками, дедушками, воспитателями.

Статью подготовила учитель-логопед ОЦДиК Почтарь Л.С.