Готов ли ваш ребенок к школе?
В современном мире дошкольник не может пойти в первый класс и начать обучение «с чистого листа». Родителям необходимо «развивать, тренировать, информировать» ребенка, чтобы соответствовать требованиям, принятым в школе. Но насыщенный информационный поток, направленный на дошкольника, зачастую не дает тех необходимых знаний, умений и навыков, которые пригодятся ребенку в первом классе.
Абсолютно готовых или не готовых к школе детей практически не существует. Каждый ребенок по-своему, совершенно не как другие воспринимает новую для себя социальную позицию школьника. Можно лишь говорить о степени готовности или неготовности к школьной жизни и к новому социальному статусу.
Безболезненная адаптация к новым социальным условиям возможна если ребенок умеет в детском обществе действовать совместно с другими, умеет уступать, имеет чувство товарищества, готов приложить усилия делать то, что требует учитель. Будущий школьник должен уметь отстаивать свою точку зрения, и в то же время прислушиваться к мнению других. К концу дошкольного возраста ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, преодолеть препятствия и оценить результат.
Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, потребуют достаточно развитых познавательных процессов, но достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольник достигает, только если обучение направлено на активное развитие мыслительных процессов.
На что же следует обратить внимание родителям будущих первоклассников?
- Есть ли у ребенка желание учиться,
- Правильное произношение всех звуков речи,
- Грамматически правильное оформление речи,
- Достаточный словарный запас,
- Развитие связной речи,
- Умение общаться с детьми, взрослыми,
- Умение аргументировать свою точку зрения,
- Способность самостоятельно делать задания.
Для малыша, который пошел в школу, вся жизнь полностью меняется - теперь она подчиняется расписанию уроков, а значит, ребенку приходится привыкать к новым правилам и другому режиму дня. Чтобы ребенку проще привыкнуть к переменам, постарайтесь с самого начала выстроить день вашего первоклашки по новому графику и не отступать от него.
- Укладывайте ребенка спать вовремя,
- Уроки начинайте учить с письменных заданий, а потом переходите к устным,
- Чередуйте занятия и делайте перерывы по 10-15 мин.,
- Заканчивайте учить уроки за 1,5-2 часа до сна,
- Чаще подбадривайте малыша,
- Не отбирайте у ребенка законные дни летнего отдыха - важно чтобы ребенок сел за парту полным сил, а не выжатым как лимон.
Да и вообще, почаще разговаривайте со своим ребенком, читайте вместе книжки, учите стихи, рисуйте, делайте аппликации. Используйте оставшееся время с пользой и тогда первый класс станет для вашего малыша приятным и долгожданным событием!
Литература
1. Васильева, Н.Н., Новоторцева, Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 1996.
2. Колесникова, Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе? – Ювента, 2001.
3. Круглова, Е.А. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – Спб.: Питер, 2004.
4. Лифиц Е.А., Лифиц И.В. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Дошкольное воспитание и развитие. – М.: Айрис-Пресс, 2010.
5. Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет. – М.: Генезис, 2005.
Материал подготовил учитель-дефектолог Ямалетдинова Ирина Владимировна