arrow_back

Гиперактивность и способы ее компенсации

В середине 19 века на приеме у немецкого врача-психоневролога был очень подвижный мальчик, родители которого не могли его утихомирить, ребенок «носился как ураган», ему достаточно трудно было длительное время заниматься каким-то одним делом. Тем врачом был Генрих Хофман, который впервые описал гиперактивность в своем стихотворении «Непоседа Фил». Гиперактивность — это состояние, при котором ребенок испытывает избыточную подвижность и не может сосредоточиться на одном действии на длительное время. Для того, чтобы невролог, психотерапевт сделали вывод о том, что у ребенка гиперактивность, необходимо, чтобы данное поведение наблюдалось от полугода и более.

Существует несколько видов гиперактивности: гиперактивность с дефицитом внимания (ADHD), гиперактивность с нарушением поведения (ODD) и гиперактивность с нарушением эмоционального состояния (BPD). 

На что стоит обратить свое внимание родителям, у которых растет непоседа?

  1. Неумение сосредоточиться на задаче или игре в течение 20 мин.
  2. Частые переходы от одной игры или задачи к другой без завершения предыдущей. Склонны доставать все игрушки, играют то одной, то другой. При просмотре телевизора переключают каналы, так как наскучивает просмотр одной передачи.
  3. Неумение сидеть на месте в течение длительного времени, частые вставания и беспокойство. Дети «болтают» ногами, раскачиваются, часто меняют позу.
  4. Частые прерывания взрослых или других детей во время разговора или игры. 
  5. Неумение ждать своей очереди в игре или в других ситуациях. Нетерпеливость – это черта характера, присущая всем гиперактивным детям.
  6. Частые проявления импульсивности, например, бросание вещей, бегание без цели, крики и т.д. Они шумливы, голос громкий.
  7. Неумение следовать инструкциям или правилам в играх или других ситуациях. Именно гиперактивные дети в начальной школе с трудом приучаются отвечать только после того, как их спросит учитель. Ребята настолько нетерпеливы, что выкрикивают с места без поднятия руки.
  8. Проявления эмоциональной неустойчивости: перепады настроения, вспыльчивость, раздражительность.

Для компенсации гиперактивности можно использовать спорт, музыку, развитие эмоционального интеллекта. 

Спорт помогает ребенку снять избыточную энергию и улучшить физическую форму, например, плавание и бег. Кикбоксинг, баскетбол, теннис помимо снятия излишней энергии помогут улучшить координацию движений.  Достаточно популярный метод работы с гиперактивностью – детская йога, которая позволяет улучшить концентрацию внимания и учит управлять своими эмоциями. Упражнения включают в себя дыхательные практики, медитацию и асаны, которые помогают улучшить гибкость и координацию движений.

Вспыльчивым ребятам показаны игры, которые помогают развить социальные навыки, такие как шахматы, настольный теннис, настольный футбол и др.

Музыкальная терапия может быть эффективным способом помочь импульсивным и гиперактивным детям. Музыкальные занятия помогают развивать сосредоточенность, внимание. Занятия могут проходить как с родителями, так и со специалистами – музыкальными терапевтами.

Примеры музыкальных занятий для мамы и ребенка с гиперактивностью:

  1. Танцы под музыку. Мама и ребенок могут танцевать вместе под любимую музыку, что способствует выходу избыточной энергии и улучшает настроение.
  2. Игра на музыкальных инструментах. Имеются в виду простых инструменты: маракасы, бубенцы, ксилофон. Подойдут и самодельные музыкальные инструменты: коробочки с разным наполнением (горох, греча, вода), которые создают разный звуковой эффект. 
  3. Пение песен. Прежде всего повышают настроение, а также развивают социальные навыки, когда нужно слушать другого человека.
  4. Игры с темпом, на развитие внимания. Например, играть на музыкальных инструментах в течение определенного времени и останавливаться, когда музыка заканчивается.
  5. Прослушивание приятной музыки. Мама и ребенок могут слушать расслабляющую музыку вместе, чтобы помочь ребенку успокоиться и расслабиться. В качестве добавления к этому можно использовать техники визуализации, когда под спокойную музыку учить ребенка представлять себя в приятном месте: на пляже, в цветущем саду, в теплом солнечном лесу.

Для развития эмоционального интеллекта у импульсивных детей можно использовать следующие методы:

  • Распознавание и управление эмоциями. Ребенок должен уметь распознавать свои эмоции и контролировать их. В качестве техники для ребят постарше можно использовать «Дневник эмоций», когда в специальный дневник записываются все эмоции, а также делается описание того, что ту или иную эмоцию вызвало и какие последствия были от эмоции.
  • Эмпатия. Ребенок должен уметь понимать чувства других людей и сопереживать им.
  • Разрешение конфликтов. Ребенок должен уметь находить компромиссы и решать конфликты мирным путем.
  • Навыки коммуникации. Ребенок должен уметь выражать свои мысли и чувства и слушать других людей.

Существуют правила, соблюдение которых необходимо всегда и при любых ситуациях, если вы воспитываете гиперактивного ребенка:

  1. Режим дня. Ребенок должен знать, когда ему нужно заниматься уроками, когда есть время для игр и когда нужно ложиться спать.
  2. Достаточная физическая активность. Спорт, физкультуры, прогулки на свежем воздухе.
  3. Развитие коммуникабельности.
  4. Обучение самоконтролю.

Материал подготовлен педагогом-психологом ОЦДиК
Карпузовой Людмилой Викторовной