Гаджеты и их влияние на человека
Гаджеты — это телефоны, ноутбуки, планшеты и другие электронные устройства. Они делают нашу жизнь комфортнее и гораздо проще. Но при чрезмерном увлечении ими могут быть вредными для здоровья.
Противостоять гаджетам и интернету очень трудно, и человек незаметно попадает в компьютерную зависимость. Компьютерная зависимость - психологическое расстройство, при котором человек стремиться всё своё свободное время проводить в социальных сетях или онлайн-играх. Зависимость от гаджетов не несёт здоровью столь явного вреда как алкоголизм или наркомания, но постепенно приводит к тяжёлым последствиям.
Увлечение компьютерными играми, информационными сайтами само по себе не опасно. Но когда оно переходит в зависимость? Давайте, для начала, рассмотрим положительные стороны влияния гаджетов на человека:
- Первоначальная задача - осуществлять взаимодействие двух сторон, что гарантирует ощущение внутреннего спокойствия и защищенности.
- Современные устройства позволяют осуществлять сбор и хранение различной информации.
- Интернет даёт неограниченные возможности для обучения и самосовершенствования.
- Современная виртуальная система способна удовлетворить любой поисковый запрос, что положительно влияет на интеллектуальное развитие человека.
Самая главная проблема, которая может развиться вследствие чрезмерного использования гаджетов – интернет-аддикция. Интернет-аддикция – это навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети.
Чем отличается аддикция от привычки?
Зависимость или пристрастие решают за человека, что ему делать, а сознание только подчиняется — или отключается вовсе. Поэтому и возникают истории вроде «не помню, как тут оказался» и «хотел проверить почту, а очнулся через два часа в Контакте».
Аддикция отличается от привычки тем, что именно она диктует правила, подчиняет и лишает выбора. Одни из-за этого теряют здоровье, другие деньги, а третьи вообще всё, включая жизнь.
Пристрастие к постоянному нахождению в сети может привести к таким проблемам как:
- Человек меняет жизнь в социуме на социальную сеть.
- Мозг перестает фильтровать полученную информацию, происходит подмена понятий и вытеснение полезного материала.
- Виртуальная жизнь — это искусственный мир, созданный людьми при помощи компьютерных технологий.
Суть виртуальной жизни состоит в том, что человек погружается в искусственную реальность, которая может иметь схожие свойства с настоящей жизнью, но всё-таки является иллюзорным пространством. - Деградация личности – процесс и результат утраты личностью своих ценностных нравственных, психических, характерологических и интеллектуальных свойств, упадок общего развития, движение назад. Проявляется в утрате работоспособности, неадекватном поведении, снижении саморегуляции, разрушении общения, обеднении чувств, принижении способностей, примитивизации потребностей и мотивов деятельности.
Теперь давайте разберём основные признаки того, что ваш ребёнок – игроман или интернет-зависимый:
- Все разговоры только о любимой игре. На отвлеченные темы не общается.
- Его не интересует учёба, перестал посещать секции, гулять.
- Всё своё свободное время проводит за компьютером. Ограничения со стороны родителей приводят к вспышкам агрессии и скандалам.
- Ребёнок стал раздражительным, частая смена настроения. Не умеет контролировать своё время, проведённое за компьютером.
- Ребёнок перестал следить за собой: забыл умыться, почистить зубы, переодеться.
- Стали замечать, что у ребёнка страдает кратковременная память, он может не вспомнить что говорил или обещал несколько часов назад.
За компьютером любят посидеть почти все, но почему у одних развивается зависимость, а у других нет? Всё дело в личных особенностях человека.
Больше всего подвержены компьютерной зависимости дети, которые:
1. Страдают от дефицита внимания
2. Дети-холерики и дети-меланхолики
3. Дети из «проблемных» семей
4. Дети, не приученные распоряжаться своим временем
5. Дети, страдающие определёнными комплексами (низкая самооценка, робость, застенчивость и т.д.)
Пути решения компьютерной зависимости:
1. Самое главное, что должен запомнить родитель: только вы решаете сколько времени ребёнок может проводить за гаджетами.
2. Найдите ребёнку занятия, увлечения, которое не будет связано с гаджетами (спорт, творчество, бассейн, музыкальная школа).
3. Режим дня надо составлять совместно с ребёнком и так, чтобы были затронуты три зоны: физическая (зарядка, спортивные секции, походы и т. д.); интеллектуальная (занятия на логическое мышление, чтение, рассуждение по прочитанному и т. д.) эмоциональная (позитивные, приносящие ребёнку положительные эмоции занятия: пение, рисование, прогулка и т. д.).
4. Только собственным примером можно показать ребёнку интересную и насыщенную жизнь без гаджетов. Дети считывают, а затем дублируют поведение родителей.
5. Если самостоятельно не удаётся избавиться от компьютерной зависимости, обратитесь за помощью к специалисту.
Подводя итог, можно утвердительно сказать: интернет-зависимость – это опасная модель поведения, которая меняет дальнейшую жизнь человека и, к сожалению, не в лучшую сторону!
Педагог-психолог ОЦДиК
СП г. Советска Т.А. Григайтене