arrow_back

Этапы речевого развития ребёнка от года до 3 лет

К. И. Чуковский писал: 

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребёнок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить, то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист».

Почему ребёнок не рождается со сложившейся речью? Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научается говорить, — правильно и четко, как и взрослые, произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли — нельзя однозначно. Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. 

Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребёнка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда. 

Однако и этого еще недостаточно для возникновения у ребёнка речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. В общении, с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т. е. «подгоняет» свое умение к их произношению. 

Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если малыш говорил, только повторяя за окружающими его людьми, то он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребёнка. Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребёнка (и прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в их образовании. В момент произнесения речевого звука происходит сближение или смыкание отдельных органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба) с неподвижными частями: зубами, альвеолами, твердым нёбом. 

Например, при правильном произнесении звука «з» органы артикуляции принимают такое положение: губы слегка растянуты, зубы сближены (расстояние между зубами не более 1,5 — 2 мм), широкий кончик языка расположен за нижними резцами, спинка языка слегка выгнута, боковые края спинки языка прилегают к верхним коренным зубам, посередине языка образуется желобок, по которому проходит воздушная струя, мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздушной струи в носовую полость, голосовые связки сомкнуты, вибрируют, образуя голос.

Для произнесения одних звуков требуется простая установка артикуляционного аппарата, для произнесения других — более сложная. Поэтому малыш и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

На ранних этапах речевого развития ребёнок заменяет сложные звуки простыми, т. е. их появление происходит через промежуточные звуки. Например, в 2,5 — 3 года вместо звука «ш» ребёнок сначала может произносить звуки «ть, т» («тяпка, «тапка» вместо шапка), в 3 — 4 года — звуки «съ, с»  («сяпка», «сапка»), затем может быть смягченное произношении   звука «ш» как «шъ» («шяпка») и, наконец, к 4- 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое имеет место и при усвоении других звуков. Например, усвоение звука «ц» проходит через такие промежуточные звуки: «ть — сь — с — тс — тц» («типленок» — «сипленок» — «сыпленок» — «тсынленок» — «тцыпленок» — цыпленок). Процесс усвоения правильного произношения звука «р» проходит через следующую систему заменителей: «й — ль — л — ръ—р» (рыба- -Йыба» — «либа»).

Конечно, данная система заменителей не является обязательной для всех детей. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени (от 3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3 — 4 годам), другие усваивают их несколько позже (к 5 — 6 годам).

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

У ребёнка первого года жизни идет интенсивное развитое головного мозга, слуха, а также органов речи. Головной мозг является основным регулятором деятельности организма. У новорожденною он еще недоразвит, имеет по сравнению со взрослым меньшую массу, менее сложную структуру. 

Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. 

В 2 — 3 месяца появляется гуление, а в 3 — 4 месяца — лепет. 

Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года — слова. Первые взаимоотношения между ребёнком и взрослым строятся на основе эмоционального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого — произнесением звуков, слогов, звукосочетаний.

Активному произнесению слов предшествует развитие понимания речи: младенец поворачивает голову при назывании ему хорошо знакомых предметов, игрушек, выполняет несложные движения (дает руку, делает «ладушки»), хотя еще и не может назвать совершаемые им действия. В процессе раннего речевого развития ребёнок осознает слово не как единицу языка, служащую для обозначения предмета, качества, его свойства, т. е. несущую смысловую нагрузку; в слове он улавливает лишь его ритмическую структуру и реагирует, как правило, адекватно на разные слова, если они близки.

Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8 — 9 месяцев, другие — в 1 год 2 месяца, а некоторые еще позднее: Запас слов годовалого ребёнка также не одинаков, и колеблется он от двух-трех слов до 1.5 — 20. Чаще дети пользуются упрощенными словами: «ам-ам» — или словами с открытыми слогами: «мама, папа, Ляля».

В первые месяцы, младенец произносит звуки непроизвольно, что указывает на хорошее его самочувствие. Звуки, произносимые ребёнком в этот период, нечеткие, порой даже отсутствуют в родном языке, некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных народностей в этот период произносят одинаковые звуки, независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди, что указывает на огромное значение речи взрослых в овладении ребёнком звуко-произношением.

Начиная со второго полугодия в лепете ребёнка появляются довольно ясные звуки. Среди них чаще гласный звук «а», из согласных в основном звуки «п, б, м, к, т»  и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях. Первый год жизни ребёнка является как бы подготовительным этаном к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное, слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредоточивает свое взимание на источнике звука, на лице говорящего), развивается понимание речи, в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребёнком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с явлением первых осмысленных слов. 

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ

В этот период резко возрастает способность ребёнка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. Их называние в большинстве случаев связано с определенной ситуацией, вызывающей у него радость, удивление (например, в связи с приходом матери, с внезапным появлением хорошо знакомой игрушки, красочной картинки). Однако до полутора лет слова, произносимые ребёнком, не всегда еще отражают реальное название предмета. Разные игрушки или предметы, часто не имеющие между собой ничего общего, он называет одним и тем же словом. Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную сторону речи. Малыш уже может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомый ему предмет, а к 1 году 3 месяцам он в состоянии выполнять простые действия, несложные поручения.

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. При наличии соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение (например, ребёнок, прося у матери машину, произносит: «Би-би»). Такие слова-предложения в зависимости от ситуации могут выражать разное значение, и появляются они у детей в 1 год 3 месяца — 1 год 8 месяцев.

Со второй половины второго года ребёнок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями («Мама, би-би»), а в 1 год 10 месяцев употребляет двух-, четырехсловные предложения, но слова в таких предложениях еще грамматически не связаны между собой.

Активный словарный запас ребёнка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигнет определенного количества слов (40 — 60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни.

Количество произносимых слов, которыми пользуется ребёнок к концу второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300 слов. Чаще всего это существительные — названия игрушек, предметов ближайшего окружения, реже употребляются глаголы, наречия. Из прилагательных используют слова, в основном указывающие на размер предмета: большой, маленький (только к концу второго года). Объем словаря зависит от условий воспитания ребёнка, от частоты общения его со взрослым, а качество — от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как часто указывают малышу па то, какие действия можно производить с игрушками, предметами, как действует сам ребенок, указывают на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).

На втором году жизни дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как «а, у, и, о,» но звуки «ы, э» заменяют звуками «и, е»; большинство согласных малыш еще или совсем не произносит, или произносит неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяются мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам «т, д, с, з» («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки), отсутствуют шипящие звуки, звуки «л, рь, р».

К концу второго года жизни речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако она сине далека от совершенства: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов («бай-бай» вместо спать), усвоение лишь тех названии предметов, игрушек, с которыми он постоянно имеет отношение, действует во время игры; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечеткое произнесение отдельных слов.

ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

Потребность ребёнка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил машину?» Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?», «Куда?», «Когда?» и т. п.

Возрастает понимание ребёнком речи.

Малыш понимает не только то, что совершилось в его присутствии сиюминутно, но и то, что должно произойти. Судят об уровне понимания ребёнком речи и по действиям, которые он выполняет по заданию взрослых, и по его высказываниям.

Словарный запас к концу года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3 — 4 раза. ребёнок знает названия многих предметов: игрушки, посуда, одежда и пр., т. е. в основном тех предметов, которые находятся в ближайшем его окружении.

На третьем году жизни ребёнок начинает шире пользоваться глаголами. Но все же в словарном запасе малыша преобладают существительные (60%), затем глаголы (25 — 27%) и меньше всего (лишь 10 — 12%) прилагательных.

Малыш начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами (например, предлог «на» употребляет чаще, чем «в», но реже пользуется предлогами «из, за»). 

При помощи прилагательных ребёнок обозначает не только размеры предметов, но и все чаще называет их цвет, свойства, качества (красный, зеленый, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др.), форму (круглый шарик). Однако в начале года появившиеся прилагательные мужского и женского рода часто еще не согласуются с существительными и употребляются в именительном падеже единственного числа.

В этом возрасте в речи детей преобладают слова-названия, собирательные существительные (например, такие, как «посуда», «одежда», «мебель», «животные» и др.) пока отсутствуют. Многие названия предметов ребёнок хорошо знает (быстро находит среди разных вещей одной группы нужные), они есть в пассивном его словаре, но в активной речи он пользуется ими не всегда. Все реже малыш прибегает к облегченным словам (говорит собака вместо ранее употребляемого «ав-ав»). 

Иногда дети еще продолжают путать сходные предметы, предназначенные для одной какой-то цели, например, ботинками называют и туфли, и кроссовки, и сандалии, и даже тапочки; почти не называют детали предметов, части. В качественном отношении словарь детей с возрастом становится все более неравнозначным.

На третьем году жизни ребёнок способен узнать и назвать знакомые предметы, изображенные на картинке, назвать действия, совершаемые тем или иным животным («собака спит»), но развернутые фразы, как правило, еще не строит. В грамматическом отношении речь ребёнка еще далеко не всегда правильна, хотя малыш в этом возрасте верно связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, нередко при этом допуская ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако они становятся все чаще многословными, с дополнениями («Мальчик сидит на стуле»). Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчиненными, хотя последние употребляют еще очень редко. Так, к концу года ребёнок овладевает речью в такой степени, что свободно может рассказать о своих нуждах, о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь носит пока ситуативный характер.

Еще одно достижение ребёнка третьего года жизни: он способен воспринимать простые небольшие по объему сказки, рассказы, близкие его жизненному опыту, может ответить на некоторые вопросы по их содержанию; Но если содержание сказки не совпадает с его жизненным опытом, то малыш не может ответить даже на вопросы. При пересказе сказок ребёнок способен лишь договаривать отдельные слова либо группы слов. Но небольшие тексты, многократно ему прочитанные, он почти полностью запоминает наизусть; передать же их содержание в нужной последовательности, логично, самостоятельно не может (хотя некоторые дети к концу года легко справляются с таким заданием) ребёнку становится доступным отгадывание простых за гадок, если в тексте содержится ответ, есть знакомые звукоподражательные слова, способствующие отгадыванию загадки (например, «На болоте живет и квакает: «Ква-ква-ква». Кто это?»). 

Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков. Имея уже достаточно развитое фонематическое восприятие (дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, порой отличающиеся только одним звуком), малыши пытаются «подогнать» свое произношение к общепринятому. Но это им не всегда удается, и они заменяют недостающие звуки другими, более легкими для произношения, например: «р» и «л» заменяют звуками «й» или «ль» шипящие и твердые свистящие — мягкими свистящими звуками, а иногда и звуками «ть, дь,» («сюба, тюба» вместо шуба, «сянки, тянки» вместо санки, «зюк, дюк» вместо жук, «тяй» вместо чай). Нередко заменяют твердые согласные, простые по артикуляции, мягкими («дяй» вместо дай). Причем такая замена обнаруживается лишь в определенных группах звуков «т, д, с, з» и почти не наблюдается при произнесении «п, б, м» и «в, ф» согласных, хотя они в процессе становления звуков появляются раньше, чем соответствующие им пары мягких согласных. Многие дети заменяют звук «ы» звуком «и», звук «х» звуком «к».

В этом возрасте дети правильно и четко произносят гласные звуки «а, у, и, о» (некоторые дети еще могут заменять или недостаточно четко произносить звуки «ы, э»), согласные «м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х» (некоторые дети еще заменяют звук «х» звуком «к»: «клеп» вместо хлеб, смягченно произносят звуки «т, д»: «тянк» вместо танк), йотированные звуки «й, я, ю, е, ё», усваивают мягкие согласные «съ, зъ», твердые согласные большинство детей начинает правильно произносить к концу года. Звук «ц» отсутствует и заменяется звуком «ть» или «съ (с»). Однако к концу года этот звук у некоторых детей появляется и произносится правильно.

Дети третьего года жизни начинают правильно произносить звук «ль», заменяя им недостающие звуки «л, рь, р» («люк», «леПа», «лядио» вместо лук, репа, радио). Многие малыши заменяют всю эту группу звуков звуком «й» («йук», «йека» вместо лук, река), иногда звук «ль» заменяют также звуком «й» («бойно» вместо больно).

В произнесении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: не всегда могут сохранить слоговую структуру слова (укорачивают слова), переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки.

Малыши не всегда умеют правильно им пользоваться, не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка (когда спят дети, во время обеда).

Итак, к 3 годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда этого требует ситуация.

Следует отметить, что к 3 годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме «р» и шипящих, и даже произносить все звучи. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи: например, в 3 года ребёнок заменяет шипящие и твердые свистящие звуки звуками «ть, дь», неправильное формирование отдельных звуков и даже полное отсутствие речи.

На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех. которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного язык? (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов), начинает согласовывать прилагательные с существительными.

Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия слогами, а иногда и целыми фразами.

В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребёнка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.

Для более точного обследования речи у Вашего малыша, можно получить консультацию у учителя-логопеда. Для этого можно записаться в нашем Центре на бесплатную консультацию к учителю-логопеду в удобное для Вас время по телефону: 8(4012)93-45-04.

Учитель-логопед ОЦДиК Е.Е.Чернова

Список литературы:

  1. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. —— М.: ACT: Астрель, 2005. — 351,[1] с, — (Высшая школа).
  2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. -- М.: Смысл, 1997. - 287 с.
  3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. -- М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
  4. Максаков А.И.  Правильно ли говорит ваш ребёнок: Кн. для воспитателя дет. сада ._2 изд, -М. Просвещение, 1988.-159 с