arrow_back

Если родитель не в ресурсе

Решение повседневных задач дома и на работе требует от каждого родителя энергии, концентрации, сосредоточенности, физических усилий. Если мама или папа полны сил, они могут сделать многое. Это называют ресурсным состоянием. Если же они ощущают усталость и апатию, желание изолироваться от проблем, тщетность любых усилий и неспособность самостоятельно разобраться с накопившимся списком дел, можно сказать, что они не в ресурсе. ⠀ 

У каждого из нас свои ресурсы – источники, которые подпитывают организм. Роль такого источника питания может сыграть что угодно, и кто угодно, если этот предмет, явление или живое существо поддерживает и подпитывает в нас ощущение физического, эмоционального, ментального и духовного благополучия.

Когда человек сталкивается со сложной, а порой и травмирующей ситуацией, его внутренние ресурсы подвергаются перегрузке и часто «выходят из стоя». Поэтому каждому родителю необходимо не только знать и понимать свои врожденные источники питания, скрытые в нашем организме, но и стараться открывать в себе и нечто совсем доселе неизвестное.

Предлагаем попрактиковаться и собрать собственную ресурсную копилку. 

  1. Представьте, какой будет ваша копилка? Может это ваза или кувшин, а может деревянная шкатулка или красивая коробочка? ⠀ Представили? А теперь наполните её тем, что помогает вам чувствовать себя лучше, что вам нравится делать и что придаёт вам сил. 
  2. Сделать это можно разными способами — в виде списка, в форме коллажа, с помощью карандашей или маркеров. Главное — чтобы сам процесс был в удовольствие. 
  3. Если вы не знаете с чего начать, то вопросы-подсказки, вам помогут. Отвечая на них, не думайте долго — первые ассоциации обычно самые верные.
  • Вспомните, что помогло вам выстоять перед лицом травмы или сложной ситуации. Как вы с нею справлялись? Что в первую очередь помогло вам остаться на плаву? Благодаря чему вы несмотря ни на что, все еще существуете в этом мире?
  • В каких местах вы чувствуете себя защищенно, спокойно, расслабленно?
  • С кем вы любите разговаривать? Какие люди наполняют вас теплом и энергией?
  • Что вас радует, вдохновляет, поднимает вам настроение?
  • Какие простые вещи вы любили делать в детстве? Что восхищало вас тогда?
  • На что вам нравится смотреть?
  • Что вы любите слушать и слышать?  К чему вам нравится прикасаться?
  • Какие запахи вам нравятся? О чём они напоминают?
  • Что приятно вашему телу? Какие движения оно любит? От чего ему хорошо?
  • О чём вам нравится думать, размышлять, вспоминать?

Соберите всё, что удалось найти, в вашу копилку ресурсов и не забывайте дополнять её время от времени. 

Несколько рекомендаций, как можно беречь свои ресурсы:

  • Ограничьте информационный поток —откажитесь от бесконечного листания ленты в соцсетях и бесцельного общения.
  • Избавьтесь от «пожирателей» ресурсов: беспорядка в доме, незавершённых дел, постоянного негативного анализа произошедших ранее ситуаций, общения с вечно критикующим окружением.
  • Сочетайте духовный и физический отдых — позволяйте себе чаще выбираться всей семьёй на природу, посещайте развлекательные мероприятия, ходите на массаж или спортивные игры. Контролируйте режим сна и физические нагрузки.
  • Делегируйте задачи — например, если дедушка с радостью готов сделать математику с внуками, нет необходимости брать это в свои руки.
  • Не бойтесь попросить помощи: обращайтесь к специалистам или близким людям.
  • Обратите внимание на пищевые привычки: питание на ходу, лишний вес и употребление в пищу фастфуда, сладостей и кофеина.
  • Хвалите себя: заведите блокнот для заметок и фиксируйте в нём личные и рабочие достижения, успехи в хобби и иные поводы для гордости. При необходимости пролистывайте предыдущие записи, чтобы ощутить прилив положительных эмоций и поддержать мотивацию к дальнейшей деятельности.

Использованы материалы: Питер А. Левин «Исцеление от травмы», https://n-e-n.ru/gde-vzat-sil/

Материал подготовила Якунина С. Г., педагог-психолог ОЦДиК