Доверительные отношения с ребенком
На консультациях порой родители сетуют, что ребенок пошел в школу, перешел в следующий класс, и перестал рассказывать о том, что у него происходит, что его волнует.
Часто в этом вопросе родители сильно фокусируются на том, что «ребенок нам не доверяет, раз не рассказывает». И это пугает родителей, ведь бывает он замалчивает действительно важные вещи – о буллинге в школе, о плохих оценках, о неудачах в дружбе или любви. Прежде чем предпринимать активные действия, я бы предложила взрослым ответить себе на вопрос: кому вы готовы открываться, с кем вы готовы делиться? Кому вы доверяете, когда дело касается проблем в вашей жизни?
Сложно доверять тайны своего внутреннего мира людям, которые на рассказ о проблеме начинают:
- критиковать;
- морализировать;
- философствовать;
- давать непрошенные советы;
- упрекать;
- обесценивать;
- игнорировать твои чувства;
- осуждать;
- бросаться решать проблему сломя голову.
И тогда ребенок, встретившись с такой реакцией, может перестать хотеть делиться.
Несколько общих рекомендаций по сохранению и восстановлению доверительных отношений с ребенком:
1. Исключите из своих реакций на рассказы ребенка вышеупомянутый список.
2. Интересуйтесь не только тем, что у него происходит в школе или детском саду. Спросите его: «А что тебе нравится или не нравится дома?», «Что тебе нравится или не нравится из еды, которую я готовлю?», «О чем сегодня грустит, а о чем поёт твоя душа?»
Такого рода вопросы непросты, однако даже если они останутся без ответа, ребенок получит послание: «мне важно, как ты себя чувствуешь здесь в этом пространстве рядом со мной».
3. В общении с ребенком дайте ему право (а это право вы можете дать или не дать искренне внутри себя) рассказывать или не хотеть рассказывать вам о чем-то.
4. Верьте в собственную способность ребенка справляться с посильными трудностями, это очень поддерживает. А задача родителей – создавать условия, чтобы он справлялся, чтобы он хотел нам об этом рассказывать.
5. Говорите ему о том, чем вы восхищаетесь и что вам нравится в его действиях, в том, как он справляется с трудностями, в том, как он придумывает что-то (давайте развёрнутую обратную связь, а не просто «молодец»).
Болдырева Е.А., педагог-психолог структурного подразделения ОЦДИК в г. Правдинске