Достаточно ли только высокого интеллекта, чтобы хорошо учиться?
Порой родителям кажется, что если ребенок умеет читать, эрудирован, то успех в школе ему обеспечен.
Однако согласно последним исследованиям, которые опубликованы в издании Nature Human Behaviour в 2024 году независимо от уровня интеллектуальных способностей ребенка ему помогают хорошо учиться следующие навыки: эмоциональная устойчивость, мотивированность и способность регулировать свои внимание и импульсы. Это подтверждается повседневными наблюдениями.
На консультацию часто обращаются родители, чьи дети показывают развитый интеллект, но почему-то плохо учатся в школе, отстают от сверстников, отказываются принимать учебную задачу. И выясняется, что у детей не сформирована учебная мотивация, им сложно удерживать внимание произвольно, им сложно прилагать усилия для достижения учебной цели.
Получается, что важную роль в школьных успехах играют эмоциональный и поведенческий склад ребенка. Поэтому так важно особенно в дошкольном возрасте, не торопиться обучать его, не торопиться погружать его в учебную среду. А помочь ему в формировании мотивации, саморегуляции и личностных качеств, которые окажутся подходящими для обучения в школе и для освоения предметных знаний.
И тогда родителям важно заботиться не только об интеллектуальном развитии ребёнка, но и о поддержке его социального и эмоционального развития.
В статье использованы материалы https://psyandneuro.ru/novosti/non-cognitive-skills-and-academic-achievement/ (дата обращения 11.09.2024)
Подготовила Е.А.Болдырева, педагог-психолог ОЦДиК