arrow_back

Дошкольник не понимает математику

Дошкольник не понимает математику

Если ребенок не понимает смысл чисел, не может, глядя на цифру, например, «5» соотнести ее с количеством предметов и для него цифры   - просто бессмысленные каракули, то, возможно, он страдает дискалькулией.

Дискалькулия — это дисфункция нейронных соединений, обрабатывающих числовые данные, которая усложняет работу областей мозга, отвечающих за доступ и обработку цифровой информации. Дискалькулия является врождённым расстройством, т. е. имеет генетическую составляющую и встречается у 3–6% школьников в равном соотношении между мальчиками и девочками.

Самое эффективное вмешательство при дискалькулии — это ранний диагноз. Чем раньше специалист определит проблему, тем больше шансов предоставить детям необходимый инструментарий для адаптации к обучению и, возможно, избежать проблем с неуспеваемостью, низкой самооценкой или же более серьёзных нарушений.

Некоторые симптомы дискалькулии в дошкольном возрасте:

  • проблемы с обучением счету;
  • проблемы, связанные с пониманием, что такое числа;
  • сложно соотнести номера и цифры с реальной жизненной ситуацией. Например, связать число «7» с номером дома (№7) или возможностью иметь 7 конфет; 
  • проблемы с распознаванием цифровых символов, например, неспособность связать число «3» с понятием «три»;
  • неправильное написание цифр при их списывании или диктовке;
  • ошибки с формами: путать, например, 9 с 6 или 3 с 8; могут писать цифры вверх тормашками;
  • проблемы при перечислении номеров по порядку: повторяет один номер два раза или более;
  • когда мы просим ребёнка начать считать, например, от 6, он не может начать с этого номера и перечисляет всю последовательность тихим голосом или записывает её, и т.д.

Важно отметить, что не все дети, испытывающие проблемы с математическими вычислениями, страдают дискалькулией, важно понять и выявить частоту этих симптомов. Кроме того, дискалькулия не всегда связана с математическими операциями, дети-дискалькулики также могут испытывать трудности при повседневных делах и совместных играх.

Диагностировать дискалькулию нелегко, у большинства образовательных организаций нет отработанной системы для выявления расстройств у детей и нет возможности помогать им необходимыми средствами. Поэтому ответственность ложится, прежде всего, на сами семьи, которые должны быть начеку при первых симптомах патологии. Необходимо сразу же обратиться к специалисту для постановки диагноза.

Как только диагноз будет поставлен, очень важно мотивировать детей и указывать им на то, что у них есть способности в других сферах, и что терпение и трудолюбие помогут им добиться успеха. Поэтому очень важно заниматься с ними дома, визуально объяснять математические задачи и давать время на их понимание.

Игры и упражнения, которые могут помочь детям с дискалькулией.

Готовим вместе. Изучите вместе с ребёнком рецепт блюда, которое вы собираетесь готовить, и попросите его подготовить необходимые ингредиенты. Например, нам нужно 1,5 кг картофеля, 3 моркови, 3 луковицы, 6 кусочков колбасы. Нарезать овощи на 6 кусков и т. д.

Вместе в магазин. Обсудите с ребёнком цены: если мы хотим сэкономить, какие йогурты мы купим? Те, что стоят 100 рублей или за 130 рублей? Отпразднуйте успешную покупку, похвалите ребёнка за помощь.

Поиграйте в «угадай кучку». Сделайте «кучки» из камней, овощей или монет и попробуйте угадать, какая из них больше или меньше. Также вы можете угадывать сколько всего камней или монет находится в «кучке». Угадывайте вместе - выигрывает тот, кто назовёт близкое к правильному число.

Играйте, считая. Посчитайте, например, все белые машины, которые вы встретите на своём пути, или людей в белых куртках, посчитайте ступеньки или лестницы, по которым вы поднимаетесь, и т. д.

Найдите числа. Пока вы гуляете, поиграйте с ребёнком в числа, например, попросите его найти цифру 8 среди номеров домов, номерных знаков автомобилей и т. д.

Поиграйте в телефонные номера. Например, скажите ребёнку, что вам нужно позвонить бабушке и попросите его вспомнить три первые цифры её телефона, а сами вспомните остальные. Позвоните вместе, а если ребёнок правильно назвал числа - похвалите.

Попросите ребёнка помочь вам распределить количество чего-либо. Как разделить пирожное на 4 одинаковые части для четырёх членов семьи?

Поиграйте, накрывая на стол. Поставьте на стол и распределите тарелки, приборы, стаканы, салфетки, хлеб и т. д. Чтобы ребёнок понял, что каждому нужен полный набор.

Поиграйте в магазин. Представьте, что ребёнок-продавец в магазине. Ему нужно выбрать вещи в доме, которые он хочет вам продать, и установить цену, а также написать её на ценнике. Вы покупатель. Это очень полезная игра, с помощью которой вы сможете повторить с ребёнком числа, операции сложения, вычитания. Вы даже можете использовать деньги. Это очень увлекательный подход, чтобы приятно провести время в кругу семьи и учиться, играя.

При подготовке статьи были использованы Интернет-источники: 

Материал подготовила С. Г. Якунина, педагог-психолог ОЦДиК.