arrow_back

Домашнее задание, растянутое во времени

Часто родители сетуют, что ребенок очень долго делает уроки. И не всегда потому, что много задали. Просто сначала долго собирается, затем выполняя задание, постоянно отвлекается. В итоге вместо 1-1,5 часов родители по 2-3 часа сидят с ребенком за уроками. Это выматывает и ребенка, и взрослого. 

«Трудности с выполнением домашних заданий возникают, как правило, по двум причинам:

  • ребенку действительно трудно самому решить задачу или выучить слова;
  • ему сложно заставить себя начать выполнять упражнения.

Второй вариант встречается чаще. Не всем детям, особенно в начале школьного обучения, хватает произвольной регуляции», т.е. способности удерживать длительную концентрацию внимания на определенном деле, цели, справляться со своими импульсами.

«Произвольная регуляция деятельности (или управляющие функции) - это способность самостоятельно строить программу действий, не отклоняться от нее, контролировать результат. Эти функции созревают постепенно.

Есть дети, которые демонстрируют более позднее созревание произвольной регуляции.

В жизни это проявляется следующим образом:

  1. Дети с трудом выполняют рутинные обязанности. Не убираются, забывают расписание занятий, не могут навести порядок в тетрадях.
  2. Часто отвлекаются (попить, поесть, позвонить другу).
  3. Не могут запомнить многошаговую инструкцию, склонны действовать стереотипно или импульсивно.

Что можно сделать

  • Постарайтесь вместе построить режим дня. В нем должно быть время, которое посвящено урокам. Его нельзя изменить. Это жесткое звено режима дня. Но должны быть и гибкие звенья.
  • Составляйте планы вместе с ребенком. Поручайте ребенку планирование своего расписания. Бумажный дневник - это его зона ответственности. А еще придумайте дело, которое делает только он. Например, выносит мусор.
  • Если проблемы еще и с работоспособностью (ребенок быстро устает, начинает чаще отвлекаться), то продолжительность непрерывной нагрузки надо снизить. Чередуйте работу и отдых. Не устраивайте забег по кружкам и секциям.
  • Договоритесь о времени, свободном от телефона. При листании ленты, просмотра роликов тоже задействовано внимание. А оно, подобно мышцам, может «уставать». Не используйте прием «как сделаешь уроки, сразу дам телефон». Хорошо работает подход, когда родитель ставит временные рамки на использование смартфона. Например, уроки ребенок делает с 16 до 18. На это время смартфон исключается. Если ребенку свойственно делать уроки побыстрей, торопиться и выполнять их некачественно, то правило «телефон вне доступа с 16 до 18» сохраняется. Такое внешнее правило поможет ребенку более качественно и в сроки выполнять домашнее задание.
  • Уберите все отвлекающие предметы из поля зрения ребенка.
  • Иногда в учебнике задание сформулировано сложно, трудно сообразить, что сначала, а что потом. Помогите ребенку разобраться, учите его переводить задания учебника на понятный для него язык и расписывать порядок действий. Просите ребенка рассказать, что он будет делать, по порядку.
  • Отмечайте достижения ребенка в этой сфере. Например, можно сказать: «Похоже, сегодня тебе удалось позаботиться о своем свободном времени вечером. На часах 18:00, а у тебя уже сделаны все уроки».

Материал подготовила Е.А.Болдырева, педагог-психолог ОЦДиК

В статье использованы материалы педагога Ольги Величенковой - https://mel.fm/vospitaniye/eksperty/8316905-dochka-krayne-medlenno-delayet-uroki-kak-ey-pomoch (дата обращения 13.11.2024)