Дидактическое пособие «смотри, говори, слушай»
В работе изложена система коррекционной работы познавательной деятельности при обучении произношению детей первого года обучения с нарушениями слуха, с использованием всех видов деятельности, доступных детям дошкольного возраста.
Представленный дидактический материал представляет собой: рабочую тетрадь и методические рекомендации к ней.
В конце методических рекомендаций расположены: список литературы; перечень условных сокращений и обозначений; словарь для уточнения неизвестных Вам терминов и понятий.
Данная работа предназначена для дефектологов, воспитателей коррекционных групп для детей с ограниченными возможностями в развитии. Ею могут воспользоваться мамы, желающие помочь своему глухому ребенку в речевом развитии и развитии слухового восприятия.
Смотри, говори, слушай.
(тетрадь звукоподражаний)
Как известно, овладение речью в норме происходит путем подражания речи взрослых. На основе подражания малыш овладевает прежде всего ритмико-интонационной стороной речи: восприятие младенцем интонации обращенной речи намного опережает понимание ее содержания; задолго до произнесения первых слов в речи малыша присутствуют голосовые реакции, воспроизводимые с разнообразными интонациями. Овладение звуковым составом речи также происходит при подражании ребенком речи окружающих.
Общаясь с неслышащим малышом, следует помнить, что речь взрослого является для него образцом для подражания. Поэтому она должна быть естественной, без утрированного произнесения отдельных звуков и слогов, нормальной по темпу, очень выразительной. Вместе с тем для успешного овладения речью неслышащим ребенком важно в общении с ним использовать все имеющиеся языковые средства, в том числе выражение лица и естественные жесты. Например, прося у ребенка игрушку, взрослый естественным жестом, мимикой и интонацией должен подчеркнуть свою просьбу. В рабочей тетради Вы видите преимущественное использование картинок, а не текстовых подписей к ним. Это дает возможность ребенку воспринимать высказывание (отдельное слово или словосочетание) сразу целиком, а не на отдельные звуки. Т.о. происходит различение устной речи, а не выделение во фразе отдельных звуков.
Или другой пример: взрослый организует игру с собачкой, в процессе которой она, лая, пугает игрушки. Мама ругает ее: «Ай-яй-яй! Нельзя!» — и при этом грозит пальцем, делает строгое лицо, хватается за голову. Этому же она учит и малыша. При таком обучении ребенок рано начинает использовать интонированные голосовые реакции, слово. В некоторых случаях голосовые реакции могут появиться несколько позже. Естественных жестов, мимики не нужно бояться, наоборот, следует помнить, что овладение ими способствует как общему, так и речевому развитию малыша.
Общаясь с ребенком, взрослый постоянно побуждает его к речи; при этом характер побуждения различен в зависимости от возраста малыша. Если у младенца мать стремится вызвать ответную голосовую реакцию, то позже взрослый побуждает малыша к повторению слова, фразы, называнию игрушки, предмета, выражению своих желаний в речи в любой доступной ему форме: голосом, лепетным или полным словом, фразой.
Общаясь с ребенком, взрослый использует не только ласковую интонацию, но и вопросительную, шутливо-строгую и т. п. Важно вызвать у ребенка ответную эмоциональную реакцию, которая свидетельствовала бы о том, что ребенок становится все более активным в общении со взрослым
Говорить с ребенком нужно всегда голосом разговорной громкости и ни в коем случае не кричать: громкие звуки могут вызвать у малыша акустическую травму, и его слух снизится.
Требования к взрослому:
- разговаривайте с ребенком в процессе ухода за ним: при кормлении, подготовке к купанию, в игровой деятельности и т. п.;
- сосредоточивайте взор ребенка на своем лице, беседуйте с ним, когда он находится в состоянии спокойного бодрствования, используя разнообразные интонации;
- побуждайте ребенка к поиску взглядом разговаривающего с ним взрослого;
- побуждайте малыша прислушиваться к звукам, издаваемым различными предметами: погремушкой, барабаном и т. п., подготавливайте его к формированию навыка определения источника звука.
Для развития подражания речевым звукам надо обязательно находиться в поле зрения ребенка. Он должен не только слышать звуки и слова, но и видеть лицо взрослого. В момент разговора ребенок внимательно следит за движениями рта говорящего и сам шевелит губами, стараясь как бы воспроизвести увиденные движения и услышанные звуки. Сначала появляется подражание звукам, уже имеющимся у него в запасе. Поэтому в общение в первую очередь следует включать те комплексы звуков, которые ребенок уже может произнести. Порядок звуков надо периодически менять, постепенно добавляя новые. Произносить звуки следует размеренно, чередуя их с моментами молчания. Во время пауз ребенку предоставляется возможность отреагировать, т. е. проявить активность в произнесении звуков. Ожидая услышать их, ребенок сначала молчит, а затем начинает «говорить».
Требования к взрослому:
- организуйте разнообразное эмоциональное общение с ребенком во все время его активного бодрствования: в игровой ситуации прячьтесь от ребенка и неожиданно появляйтесь
- проводите специальные занятия по 3—6 мин, направленные на то, чтобы вызвать у ребенка ответные звуки, желание найти разговаривающего с ним взрослого;
- поддерживайте возникающую у ребенка потребность быть «собеседником», не оставляйте без внимания обращенные к вам призывы ребенка.
Долгое время игрушки обозначаются звукоподражательными словами (ав-ав-ав — собачка, прру — лошадка, мяу — кошка, му — корова, пи-пи-пи — птичка и т. п.), некоторые— лепетными словами (ляля— кукла, утя— утка), наконец, часть игрушек называется полными словами (мяч, мишка, зайка, слон и т. п.).
Организуется игра, в процессе которой взрослый демонстрирует действия с тем или иным предметом. Например, можно показать, как лает собачка, а кто-то другой при этом изображает испуг. Затем, произнося ав-ав-ав, ребенка побуждают к действию с собачкой. Испуг, который в ответ демонстрирует взрослый, вызывает у малыша смех, стимулирует его к повторению действия. Показывая, как едет машинка, взрослый произносит у__, учит ребенка везти машинку, нагружать ее кубиками, сажать и везти куклу. В момент совершения действия ребенком взрослый произносит у__.
Формирование самостоятельной речи у ребенка с нарушенным слухом протекает значительно труднее, чем понимаемой речи. Это связано с тем, что в основе развития произношения лежат слуховое восприятие, подражание речи взрослого и слуховой контроль за собственными голосовыми реакциями. Малыш может называть лепетно некоторые предметы и действия, речевое общение со взрослыми для него совершенно естественно, именно поэтому он мало чем отличается от слышащего сверстника.
В процессе общения каждое слово (фраза) повторяется, как правило, три раза: вначале так, чтобы ребенок мог слушать и видеть губы говорящего, затем так, чтобы он мог услышать сказанное, и, наконец, вновь повторить слово (фразу) для того, чтобы малыш и увидел, и услышал. Многократные произнесения одного и того же слова должны быть мотивационно оправданы для ребенка, а не превращаться в бессмысленное и навязчивое повторение. В связи с этим речь должна быть всегда связана либо с деятельностью ребенка, либо с деятельностью взрослого, так или иначе воздействующего на малыша. Например, во время игры с паровозиком малыш везет игрушку, взрослый в это время, показывая на паровозик, произносит у__ то в лицо малышу, то в аппарат (или на ухо). Во время прогулки малыш увидел собаку или машину, заинтересован этим, внимательно рассматривает. Взрослый называет то, на что обратил внимание ребенок: ав-ав-ав, би-би, там ав-ав-ав, ав-ав-ав убежала, нет ав-ав, ай-я-яй! и т. д.
Ребенка постоянно побуждают к совместному со взрослым проговариванию слов и фраз. Следует поддерживать также всякую попытку малыша повторить за взрослым, самостоятельно назвать предмет. Можно попросить ребенка что-то сказать, но нельзя настаивать. Надо поступать по-другому: в первоначальный период занятий взрослый все время говорит не только за себя, но и за ребенка, за игрушку и т. п. Постепенно малыш начинает проговаривать слова вместе с ним и самостоятельно.
Помимо организации речевого общения с ребенком ежедневно проводятся и специальные занятия по развитию речи. В ходе занятий в игровой форме малыша знакомят со звукоподражательными названиями игрушек и животных, с лепетными и полными словами, обозначающими наиболее часто встречающиеся предметы и явления, а позже — и с фразами. В первую очередь малыш усваивает звукоподражательные названия игрушек.
Вначале ребенку предъявляют одно звукоподражание, например ав-ав-ав. В комнате в определенном месте стоит игрушечная собачка, которую взрослый берет и показывает, как лает собака, затем пугает ею кого-то из взрослых. При этом звукоподражание произносится и так, чтобы ребенок видел губы говорящего, и так, чтобы он воспринимал его только на слух. Собака дается малышу для игры, и взрослый организует игровые действия с ней (гладит, лает, пугая взрослых и игрушки, катает на машине и т. п.), постоянно называя ее ав-ав-ав. Затем собаку ставят на место. Через некоторое время, подведя ребенка к месту, с которого хорошо видна собачка, взрослый спрашивает: «Где ав-ав-ав?» Если малыш сам не потянется к игрушке, взрослый показывает ее, вновь произносит ав-ав-ав и дает собачку ребенку, а затем организует игру, вновь и вновь повторяя звукоподражание. Таким образом занимаются с ребенком несколько дней. При этом каждый раз на том же месте появляется новая собачка. Играть нужно так, чтобы малышу было интересно, чтобы он с удовольствием брал игрушку.Через несколько дней, не подводя ребенка к тому месту, где обычно стоит собачка, взрослый спрашивает: «Где ав-ав-ав?» Если ребенок посмотрит в нужную сторону, а еще лучше возьмет собачку — это первая большая победа. Если же этого не происходит, нужно подвести малыша к привычному месту и вновь спросить: «Где ав-ав-ав?», показать собаку, поиграть с ней, постоянно называя, и снова предложить малышу найти собачку. Через некоторое время ребенок справится с этой задачей.
Напомним, что звукоподражание многократно повторяется при слухозрительном восприятии (когда малыш слушает и видит губы говорящего) и только на слух (когда малыш не видит лица говорящего). Каждый раз, произнося звукоподражание, взрослый побуждает ребенка повторить его. При этом поддерживается всякая попытка к называнию: шевеление губами, открывание и закрывание рта без голоса, произнесение а-а-а, ап-ап-ап, ма-ма-ма и т. п. Взрослый может подставить малышу свое ухо. Пройдет время, и ребенок начнет называть игрушку, при этом его произношение постепенно будет становиться все более и более точным.
Когда малыш станет узнавать звукоподражание ав-ав-ав и соотносить его с игрушкой, находящейся в определенном месте, следует в комнате поставить еще несколько собачек: на полу, в шкафу, на полке, на столе. Взрослый спрашивает: «Где ав-ав-ав?» Ребенок бежит к привычному месту за собачкой, играет с ней. А затем мама или папа, подводя малыша к другому месту, где стоит еще одна игрушка, вновь спрашивает: «Где ав-ав-ав?» Если малыш сам не найдет новую игрушку, то взрослый показывает ее, называет. Ребенок и мама играют с двумя собачками, а затем ставят их на место. Такое упражнение проводится несколько раз в день до тех пор, пока ребенок не научится искать игрушки в разных местах комнаты.
Необходимо научить малыша узнавать собак на улице, на рисунках. Показывая картинки с. изображением разнообразных собачек — и настоящих, и игрушечных, и сидящих, и спящих и т. п., взрослый побуждает ребенка назвать их. Можно наклеить изображения собачек в альбом с тем, чтобы малыш их рассматривал самостоятельно. Полезно рисовать собачек на глазах малыша. Важно учить ребенка подражать действиям собаки. Взрослый в это время, показывая на ребенка, называет его ав-ав-ав.
Когда малыш усвоит это звукоподражание, можно переходить к следующему, например у__— паровоз, поезд, тележка, машинка. Работа организуется так же, как и с собачкой. Через несколько дней ребенку предлагают уже оба звукоподражания, побуждая его выбрать ту игрушку, которую называет взрослый.
Когда ребенок начнет соотносить звукоподражание у ____ с соответствующими игрушками, можно организовать новую игру. На листе рисунки сабаки и поезда. У взрослого в мешочке 3—4 разные собачки и 3—4 паровозика, машинки. Он достает первую игрушку, просит ребенка назвать ее, если ребенок молчит, называет ее сам и вместе с малышом подкладывает к картинке с соответствующей картинкой. Затем достает следующую игрушку. Таким образом, в разной последовательности ребенку предлагается назвать игрушку и положить к соответствующей картинке. После того как все игрушки разложены, взрослый по очереди их называет и просит убрать их обратно в мешочек. Когда игрушка оказывается в руках у малыша, взрослый вместе с ним еще раз ее называет; после того как игрушка исчезла в мешочке, с ней прощаются: пока (и естественный жест прощания).
Проводя подобные и любые другие игры и упражнения, ребенка знакомят с разнообразными звукоподражаниями. При этом необходимо учить малыша узнавать по звукоподражательному названию и игрушки, и реальных животных и предметы, и их изображения на рисунках, фотографиях, в аппликации, лепке, а также называть их самостоятельно. Следует подчеркнуть, что вначале взрослый поощряет всякую попытку ребенка назвать предмет, действие. При этом малыш говорит так, как у него получится. Постепенно в ходе целенаправленной работы произношение становится все более и более правильным.
Например, для того чтобы ребенок усвоил слово ляля, взрослый по нескольку раз в день организует разнообразные игры с куклой: вместе с ребенком кормит и поит куклу, умывает ее, укладывает спать, пеленает, причесывает и т. п. В ходе игровых действий он постоянно называет куклу ляля, произнося слово так, чтобы ребенок мог слушать и видеть губы, а также только на слух. В ходе занятий ребенок постепенно овладевает и игровыми действиями, которые учится выполнять самостоятельно, и словом. В дальнейшем малыша учат узнавать кукол на картинках, в книжках, сделанных из пластилина и т. д., и самостоятельно называть их.
Аналогично проводится работа и с другими лепетными словами. Бибй — ребенка учат возить машину за веревочку, перевозить на ней игрушки, разнообразные грузы, провозить по дороге, под мостом; бобо — разыгрываются сюжеты, в которых игрушка падает и ушибается, ранит ногу, укалывается обо что-то острое, игрушке больно (бобо), затем ее лечат: дают лекарство, перевязывают, жалеют, после чего она выздоравливает. Такие сюжеты сначала разыгрывает взрослый, при целенаправленной работе они становятся доступны детям к концу первого года обучения.
В процессе занятий в речи ребенка появляются не только отдельные слова, но и короткие фразы. В первую очередь это фразы типа: дай у _ (ав-ав-ав); на, на пи-пи-пи (мяу); ляля там (тут, вот). Работа над, ними начинается сразу же, как только появились первые звукоподражания и слова. Она организуется так же, как описано выше. Только теперь взрослый в ходе игры просит ребенка дать тот или иной предмет и сказать: «На. На мяу», а также организует действия таким образом, чтобы малыш попросил игрушку, картинку. Взрослый часто «теряет» ту или иную игрушку, вещь и спрашивает: «Где ляля (ко-ко-ко, утя, и т. п.)?»
Когда у ребенка появятся первые слова, надо знакомить его с фразами, обозначающими простые действия: спит (бай-бай), упал (бах), ест и т. д. Организуется игра, например с куклой, в процессе которой ее укладывают спать (ляля спит — бай-бай) и т. д. Фраза повторяется многократно: и так, чтобы малыш видел губы говорящего и слышал, и только на слух. В процессе общения и при организации занятий по физическому, музыкальному и умственному воспитанию, изобразительной деятельности ребенок овладевает словами — оценками его деятельности: так, не так, хорошо, плохо, верно. На этих занятиях создаются наиболее благоприятные условия для овладения глаголами повелительного наклонения: сядь, встань, иди, нарисуй и т. д.
Во время прогулок организуются специальные занятия, направленные на ознакомление с природой. Ребенка учат узнавать и самостоятельно называть дождь — кап-кап, брр – замерзнуть. Следует организовать наблюдения за животными (собака, кошка, птичка).
Не беда, что малыш еще практически не владеет речью. Взрослый с помощью игрушек, естественных жестов, выразительной мимики инсценирует ту или иную понятную для ребенка ситуацию. В качестве примера рассмотрим ситуацию.
Взрослый рассказывает, манипулируя игрушками:
— Ав-ав-ав, му _ и ква-ква-ква гуляют — ля-ля-ля! Вдруг приходит большой мишка — о-о-о. Он говорит: «Сейчас съем, ам-ам!»
— Ой-ой-ой! — говорит ав-ав-ав.
— Ой-ой-ой! — говорит му.
— Ой-ой-ой! — говорит ква-ква.
— Нет! Нет! — говорят они.
— Съем, ам! — говорит мишка.
— Иди, иди, помоги!
(Взрослый показывает, как зверюшки кого-то зовут, большой петух, начинает клевать мишку и прогоняет его: Этими словами взрослый помогает ребенку оформить его впечатление.)
— Спасибо! — говорит ав-ав-ав.
— Спасибо! — говорит му _ .
— Спасибо! — говорит ква-ква. И все вместе они танцуют — - ля-ля-ля!
Вначале взрослый инсценирует рассказ, используя игрушки. Основная задача — заинтересовать ребенка, вызвать эмоциональный отклик, сопереживание героям. Инсценировка повторяется в течение нескольких дней. Постепенно мера участия в ней ребенка возрастает. Он уже не только повторяет вместе со взрослым тот или иной речевой материал, но и действует игрушками.
Основной целью работы по развитию речи неслышащего малыша является формирование ее как средства общения. Для того чтобы устная речь глухого или слабослышащего стала средством в общении со слышащими, необходимо развивать ее восприятие и воспроизведение (произношение).
Главной задачей является формирование у малыша потребности в устном общении. Для этого взрослый вначале говорит за ребенка, предлагая ему повторить, как он может. Когда он играет, взрослый постоянно называет игрушку и те действия, которые ребенок с ней производит, побуждая его (но не настаивая!) повторить, например: ляля, ляля спит, ляля бай-бай, ляля упала, бах!, ляле больно, бо-бд.
В процессе обучения восприятию на слух речевого материала взрослый также постоянно побуждает малыша повторить звукоподражание, слово, фразу. Если ребенок действует молча, взрослый вновь и вновь говорит за него. Например, ребенок показывает на самолет, а взрослый в микрофон аппарата или на ухо малыша несколько раз называет игрушку: в_____. Для побуждения ребенка к произнесению полезно поменяться с ним ролями: ребенок называет картинку, а взрослый показывает ее. Постепенно ребенок начнет произносить звукоподражания, слова, позже словосочетания и фразы. Для того чтобы качество его произношения приближалось к нормальному звучанию, взрослый постоянно дает образец правильного звучания: малыш произнес а-а вместо аф-аф (собака), взрослый хвалит его и произносит звукоподражание сам, выделяя не произнесенный малышом звук ф и побуждая его повторить звукоподражание еще раз.
С того времени, когда ребенок начинает интересоваться картинками, рассматривать их, очень полезно рисовать и лепить на глазах малыша знакомые ему предметы и игрушки. Важно не качество рисунка, лепки, а то, чтобы ребенок узнавал их: показал изображенный предмет, по возможности назвал его. В это время ему можно дать бумагу, фломастер, карандаш, порисовать его рукой на листе бумаги, а также разрешить самому под наблюдением взрослого «порисовать».
Полезными являются занятия, на которых ребенок должен дополнить рисунок или аппликацию взрослого. Например, взрослый на белой бумаге рисует ниточки шаров четырех основных цветов, а малыш должен подобрать кружки, вырезанные из цветной бумаги, или нарисовать их фломастерами, карандашами или рисует кошку, а ребёнок дорисовывает уши, хвост. Взрослый может подготовить аппликацию машин разных цветов без колес. В этом случае от ребенка требуется подобрать или нарисовать их, учитывая цвет каждой машины.
Используя знакомые геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг), взрослый на глазах у ребенка выкладывает разные аппликации: машину — из квадрата, прямоугольника и двух кругов; человека – из круга, треугольника и прямоугольников, разнообразные дома; Подобные задания можно предложить ребенку для самостоятельного выполнения.
Приложение.
Звукоподражания:
1. Относящиеся к существительным.
Звукоподражание | Обозначаемое слово |
Мяу, мурррр | Кот, кошка |
Пррр, и-го-го, но-но | Лошадь |
Гав-гав (ав-ав, тяв-тяв) | Собака |
Му | Корова |
Мееее | Коза |
Ко-ко-ко, куд-куда | Курица |
Пи-пи-пи | Птенец, мышь |
Шшшш | Змея |
Ф-ф-ф | Ежик |
Ту-ту (у____) | Паровоз, поезд |
Уууууу | Волк = Ветер |
Би-би | Машина |
2. Относящиеся к глаголам.
Звукоподражание | Обозначаемое слово |
Пиф-паф | Стрелять |
Топ-топ | Ходить |
Ам-ам (ням-ням) | Кушать |
Куп-куп | Купаться |
Прыг-скок (прыг, прыг) | Прыгать |
Тук-тук | Стучать |
Ну-ну (ай-яй-яй) | Грозить |
Бай-бай | Спать |
А-а-а | Укачивать, плакать |
У-а | Плачет |
Кач-кач | Качаться |
Бух (Бах,бам) | Упасть, стукнуть |
Дзинь-дзинь | Звонить |
Ля-ля-ля | Петь |
Кап-кап | Капать |
Жжжжжж | Жужжать |
Бррр | Замерзнуть |
Бо-бо (ва-ва) | Болеть и др. |
- Педагог произносит «Мяу» ребенок, если слышит, «одевает» бантик на кошку.
- Взрослый последовательно показывает ребенку картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
- Ребенок совершает игровые действия с заданной картинкой:
Спрячь мяу (ав-ав). Ребенок закрывает ладошками картинку.
- Педагог произносит «Му» ребенок, если слышит, приклеивает пятно из пластилина на туловище коровы.
- Картинка закрыта листом бумаги, педагог произносит «Му». Если ребенок повторяет правильно, лист убирают.
- «Пальчики побежали» к коровке (кошке) (ребенок проводит рукой к заданной картинке).
- Педагог произносит «Ко-ко» ребенок, если слышит, «кормит» курицу приклеивая шарики из пластилина.
- Как кричит курица?
- Кто там? Рисунок закрыт листом бумаги.
Неречевые звуки
- Взрослый последовательно показывает ребенку картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
- Ребенок совершает игровые действия с заданной картинкой:
- Спрячь поезд (молоток, часы).
- Сделай дорожку к поезду (молотку, часам). (Вызов звукоподражаний).
- Где у___? Тик-так? Тук-тук?
- Иди к часам (пальчики «идут» к молотку, поезду). - Что спрятала? (одна картинка закрыта листом бумаги).
- Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку).
тук - тук | движения кулаком сверху вниз |
ту – ту, у__ | руки согнуты в локтях и прижаты к бокам, движения рук вперед - назад |
тик - так | руки на бедрах, наклоны туловища в стороны, или наклоны головы попеременно к правому и левому плечу |
- Покажи, где собачка кушает?
- Покажи, где Ляля кушает? (Взрослый дает образец звукоподражаний - «ам»)
- «Пальчики побежали» к Ляле. Как Ляля кушает?
Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию и имитационным движениям).
- Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «Ау! Ау!»
- Покажи малыша. Он плачет: «Уа! Уа!» {Взрослый побуждает ребенка к отраженному звукоподражанию)
- Спрячь девочку (малыша). Как она кричит? (Побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку).
- Кто спрятался? Как он кричит? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
- Видишь девочку (малыша)? (Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет»).
Для развития способности детей с нарушенным слухом к различению на слух звукоподражаний рекомендуется использовать упражнения, которые расширяют представления ребенка об окружающем мире (его предметах, действиях и явлениях) и словарный запас.
Упражнение «При выборе из двух»
Формулировка задания для ребенка:
Услышишь – покажи, что назову.
Описание выполнения задания:
Сначала взрослый показывает в тетрадке ребенку машину и говорит слухо-зрительно: «Это машина. Би-би», акцентируя внимание на звукоподражании. Затем взрослый показывает поезд и говорит: «Это поезд. Ту-туу», обращая внимание на звукоподражании. Далее взрослый держит в руке наклейку и говорит: «Посади. Где машина? Би-би», акцентируя внимание на звукоподражании. Взрослый дает наклейку ребенку, он наклеивает ее на картинку с изображением машины. Далее – также с поездом. Сначала упражнение выполняется для ребенка слухо-зрительно, затем можно приступать к выполнению упражнения только на слух.
СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПОЯТИЙ
Информальный путь овладения детьми произношением в условиях интенсивного развития слухового восприятия, т.е. в процессе подражания речи взрослых и сверстников при ее слуховом и слухозрительном восприятии в ходе всего образовательного процесса и во внеурочное время (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина).
Опознавание – восприятие на слух речевого материала, знакомого по звучанию, вне ситуации наглядного выбора (Кузьмичева Е.П.).
Отраженная речь — представляет собой повторение вслед за логопедом слов (фраз). В этом виде речи, так же как и в сопряженной речи, как правило, заикания не наблюдается. В этот период работы над речью вводится отраженное повторение небольших стихотворений, состоящих их 2-4-х строф (Белякова Л.И., Дьякова Е.А.).
Различение – восприятие на слух речевого материала, знакомого по звучанию; различение осуществляется в ситуации ограниченного наглядного выбора при использовании предметов, картинок, табличек с написанными словами и т.д (Кузьмичева Е.П.).
Распознавание – восприятие на слух речевого материала, который не использовался в процессе слуховой тренировки, т.е. незнакомого по звучанию; распознавание осуществляется вне ситуации наглядного выбора (Кузьмичева Е.П.).
Сопряженная речь — проговаривание ребенком слова (фразы) одновременно с логопедом. При этом ребенку рекомендуется смотреть на артикуляцию логопеда. Обычно у детей в процессе сопряженной речи судорожных запинок не наблюдается. Возможность произнести слово, а тем более фразу без заикания имеет большое психотерапевтическое значение. Отработка этого вида речи проходит в игровой ситуации, с непосредственным предъявлением называемых предметов. Логопед, демонстрируя игрушку или картинку, четко произносит: “Вот мяч, повтори вместе со мной — вот мяч”. Постепенно количество слов во фразе может увеличиваться до 4-5-ти и более (Белякова Л.И., Дьякова Е.А.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Багрова И.Г. Роль остаточного слуха в коррекции и автоматизации произносительных навыков у глухих школьников. Автореферат диссертации канд. пед. наук. – М., 1973. – с. 23.
- Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. – (Коррекционная педагогика).
- Королева И.В. Нарушение слуха у детей в раннем возрасте: диагностика и реабилитация. Пособие для врачей. – СПб, 2004. – с. 78.
- Королева И.В., Пудов В.И., Зонтова О.В. Послеоперационная реабилитация постлингвальных пациентов с кохлеарными имплантами// Новости оториноларинголог. и логопатолог. - 2001, №3. - С.
- Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. Развитие устной речи у глухих школьников: Методическое пособие в двух частях. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 136 с
- Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.