arrow_back

Дерзость

Разговор на повышенных тонах не всегда является истинным выражением чувств вашего ребенка.  Хамство — симптом нарушенного внутреннего равновесия. Спросите себя: что на самом деле происходит? Ребенок переутомлен? Голоден? Напуган? Измотан проблемами в школе с ровесниками или что-то в учебе не так? Попробуйте определить, в чем проблема и бороться с ней. Причина дерзкого обращения может крыться как в вашем поведении, так и в чем-то, не связанном с вами.

Возможно, у вашего сына проблемы в отношениях со своими школьными друзьями, и, нападая на вас, он чувствует, что вы являетесь безопасной для него мишенью. Или, возможно, он не может справиться с домашним заданием и поэтому кричит на вас, чтобы дать выход своему раздражению и нетерпению. Если такое происходит, оставайтесь спокойными, не теряя самообладания и не переходя на повышенный тон.

Однако часто родители сами провоцируют неуважительное отношение к себе, досаждая детям. 

Например: мама говорит своему сыну уже пятый раз за вечер: «Саша, ты бы сделал свою домашнюю работу, а то завтра в школу…» Саша в ответ огрызается: «Если тебе это надо, так и сделай сама». Мама реагирует: «Не разговаривай со мной таким тоном. Я твоя мать. Сейчас же иди в свою комнату и не выходи, пока не научишься с уважением разговаривать со мной».

Саша бросает в ответ: «Хорошо» и заходит в свою комнату, громко хлопнув дверью.

Почему так произошло? Когда мама кричала на сына, подавала ли она пример уважительного отношения? Нет. Проявил ли Саша неуважение к матери? Да. Проявила ли мама неуважение к сыну? Да.

Советы родителям

  • Спокойным, уважительным тоном скажите ребенку: «Если я когда-либо говорила с тобой на повышенных тонах, прости меня. Я не хочу причинять тебе боль и не хочу, чтобы ты ранил меня. Давай начнем все сначала?».
  • Акцентируйте внимание на чувствах. Скажите что-то вроде: «Ты, очевидно, сейчас очень расстроен. Меня расстраивает, когда ты разговариваешь так. Давай переведем дух и успокоимся. Мы можем поговорить позже, когда почувствуем себя лучше. Я хотела бы услышать, почему ты расстроен». 
  • Поделитесь с ребенком своими чувствами: «Мне очень больно, когда ты разговариваешь со мной таким тоном» или «Слушай, я, наверное, чем-то задела тебя, скажи, чем, потому что мне самой очень больно».
  • Не следует использовать наказание, чтобы «получить» контроль над ситуацией. Когда вы оба успокоитесь, то сможете уважительно поработать над решением, которое устроит вас обоих.
  • Когда ваш ребенок выражает себя в почтительной манере, демонстрируйте ему свое одобрение  - это улучшит его самочувствие и поможет осознать, что мама и папа замечают также и хорошее поведение: «Мне очень нравится, как ты дождался своей очереди, чтобы начать говорить»… Такой ребенок будет дерзить намного реже!
  • Если вы не слишком расстроены, попробуйте обнять своего ребенка. В такой момент дети могут быть не готовы принять объятия, но, если они готовы, объятия изменят атмосферу в сторону любви и уважения и сделают это для вас обоих.

Чему могут научиться дети

Дети смогут узнать, что их родители готовы взять на себя ответственность за свою часть взаимодействия с ними. Они смогут узнать, что дерзить непродуктивно, но что у них есть возможность поработать над конструктивным уважительным общением и наладить отношения с родителями.

Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом. Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Материал подготовила Якунина С. Г, педагог-психолог ОЦДиК. 

https://childdevelop.ru/articles/upbring/2962/