arrow_back

Что такое эмоциональные поглаживания и зачем они нужны.

Эмоциональное поглаживание – это единица социального признания. Чтобы разобраться в этом понятии, необходимо знать, что каждый человек в своём развитии с момента рождения наделён двумя базовыми потребностями:

1) жажда стимула (нам нужно знать, что мы кому-то нужны, и мы должны быть уверены, что можем посылать кому-то свои стимулы),
2) жажда признания (нам нужно получить ответную реакцию на наши стимулы).

Какие бывают эмоциональные поглаживания?

- безусловные - те, которые даются просто так, без предъявления каких-либо условий к человеку, за само его существование, без оценки его поведения);
- условные – поглаживания, которые даются за что-то (условия, заслуги, оценку поведения);

По эмоциональной окраске поглаживания могут быть положительные и отрицательные. А по способу проявления: вербальные (которые передаются через слова) и невербальные (передаваемые через телодвижения поступки, дыхание, взгляд и т.д.).

Для наглядности приведем пример:

Безусловные положительные поглаживания: «Привет! Я рада тебя видеть!», «Я люблю тебя!», «Спасибо тебе, что ты есть».

Безусловные отрицательное поглаживание: «Я тебя ненавижу!».

Условное, положительное, вербальное: «Спасибо тебе, что помыл посуду», «Умница, что получила пятёрку!», «Ты красиво танцуешь».

Условное, положительное, невербальное: рукопожатие за хорошо выполненную работу, дружеское «Дай пять».

Условное, отрицательное, вербальное с негативной окраской: «Ты такой глупый!», «У тебя это никогда не получится!», «Ты такой невнимательный!», «Ну ты и неряха!»

Условное, отрицательное, невербальное: родитель нахмурил брови или вздохнул неодобрительно, на то, что ребёнок балуется.

Основная сложность общения между взрослыми и детьми как раз заключается в том, что они неправильно обмениваются друг с другом поглаживаниями. Эта сложность родом из нашего детства. У нас не принято говорить ласковые слова («Мне их не говорили, и я не умею их говорить детям»). Следовательно, чтобы управлять ребёнком, родители часто используют слова, которые указывают на недостатки, а не на достоинства.

Таким образом в каждой семье родители вырабатывают определённые «антиправила», которым в дальнейшем заставляют следовать своих детей.

Какие это «антиправила»?

  • Не давай поглаживания, когда ты хочешь их дать (то ест не хвали, а то подумают, что ты льстишь. И так хорошо!).
  • Не проси поглаживаний, когда ты в них нуждаешься (если тебе что-то дадут по твоей просьбе, то ты будешь обязан человеку за это).
  • Не принимай поглаживаний, когда тебе их дают (даже если тебя хвалят, то все равно потом за это будешь должен).
  • Не отвергай поглаживания, если ты их не хочешь (если тебе предлагаю что-то «от чистого сердца», а ты отказываешься, потом уже не дадут).
  • Никогда не давай поглаживаний себе. (Это не скромно!).

Вы, наверное, уже поняли, что во всех «антиправилах» следует убрать отрицательную частицу, и тогда все будет гораздо лучше. Для наглядности выполните упражнение ниже и попробуйте почувствовать на себе всю прелесть «антиправил».

Упражнение для родителей, чтобы понять состояние детей при отрицательном эмоциональном поглаживании.

Встаньте перед зеркалом и глядя себе в глаза скажите: «Я ленивый, медлительный, всё испортил, у меня руки-крюки, плохой, неуклюжий бездарь, ничего у меня не получится». (Возможно, что у вас есть свой набор упрёков, тогда скажите себе их).

Сказали? Что чувствуете в теле? Легко, спокойно, приятно или тяжело, напряжённо и холодно?

Поэтому даже если сложилось так, что вам было недостаточно в детстве поглаживаний, сейчас вы можете восполнить их нехватку. Хвалите себя сами, говорите себе ласковые слова. А как родители, вы можете делать тоже самое с детьми. Причем как словесно, так и тактильно. Подбадривающие слова, похвала, похлопывание по плечу, поглаживание по спине, легкий массаж - все это будет приятно и принесет пользу и вам, и вашим детям!

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович