arrow_back

Что стоит за грызением ногтей, протестным поведением и т.д.?

В разные возрастные периоды у детей могут наблюдаться следующие поведенческие реакции (возрастные границы условны):

⇨ 2-4 года: агрессивность, пугливость, плаксивость, вспышки возбуждения, протест.
⇨ Дошкольный и младший школьный возраст: обгрызание ногтей, энурез, тики, головные боли, непослушание, конфликты в саду.
⇨ Препубертатный возраст: поведение протеста, нарушение пищевого поведения.
⇨ Подростковый возраст: дисморфомания (недовольство своей внешностью и телом), булимия или анорексия, селфхарм (нанесение себе повреждений – царапин, порезов).

Все эти реакции (их еще называют невротическими) показывают, что внутри ребёнка живёт напряжение, с которым он пытается совладать таким странным (кажется со стороны) способом. Это способ отреагирования стресса, именно поэтому ребёнок может прекратить, например, заикаться, но данный симптом будет возвращаться эпизодически, когда он расстроен или волнуется.

Откуда берётся это напряжение? Или, другими словами, в чём могут быть причины невротических реакций?

⇝ сильный и/или продолжительный стресс,
⇝ физическое, эмоциональное или умственное перенапряжение,
⇝ повышенная чувствительность,
⇝ погрешности в воспитании (излишняя требовательность и строгость, ⇝ ⇝ отсутствие и/или несоблюдение границ, непоследовательность и т.д.)

Если вы замечаете за своим чадом подобное поведение, обратите на это внимание. Поразмышляйте, откуда могло взяться столько напряжения, чтобы оно заставляло ребёнка или подростка так себя вести. Не стоит закрывать на это глаза и думать, что «перерастёт». Невротическая реакция – это сигнал, указатель на болевую точку». 
Порой родители, например, чтобы отучить ребенка грызть ногти, могут бить его по рукам, мазать пальцы горчицей, ругать. И это не лучший способ. Лишая ребенка возможности справляться со своим напряжением хотя бы таким образом, родители еще больше усугубляют ситуацию, загоняя напряжение внутрь. «Убрать симптом – чаще всего недостаточно. Важно проработать истинные причины внутреннего напряжения». А то, что родители наблюдают внешне в поведении ребенка – это некий сигнал, зашифрованный, не всегда понятный. Но он всегда о том, что во Внутреннем мире ребенка что-то идет не так. Поэтому позиция не карающего, а внимательного и заботливого взрослого будет наиболее подходящей. 

В статье частично использован текст проекта «ПРО РОДИТЕЛЬСТВО» https://vk.com/iscelenieroditelstvom

Материал подготовила педагог-психолог ОЦДиК в г.Правдинске Е.А.Болдырева.