arrow_back

Что родители могут сделать, чтобы дети стали более счастливыми

Стили общения родителей с детьми в семье могут быть разными. Но чаще всего родители выбирают назидательный или авторитарный стиль общения. Почему? Все очень просто. Вот некоторые причины такого выбора:

  1. Это самый простой стиль общения с ребенком, он наименее энергозатратный (с точки зрения родителей).
  2. С родителями так общались их родители, по-другому они не умеют.
  3. Родители верят в то, что ребенок без возражений должен быть послушным, покладистым и понятливым.
  4. У родителей нет времени на общение с ребенком (объективно или субъективно).
  5. Родители уверены, что ребенок не вправе рассуждать, размышлять самостоятельно («Как я скажу, так и будет»).

Как вы думаете каким ребенок вырастает при таком стиле общения? Будет ли он уметь строить отношения с другими людьми, ощущать себя счастливым и стремиться к чему-либо в жизни? Думаю, что нет. Ведь опыта счастливой жизни он просто не получит.

Какие шаги родители могут сделать, чтобы ребенок в будущем был более уверенным в себе, ощущал себя способным радоваться жизни?

Шаг первый. Интересоваться друг другом в семье. То есть интересоваться тем, что думают и что чувствуют все члены семьи и, в частности, дети. Не тем, какую оценку получил или что давали в школе на обед, а что чувствует ребенок в настоящий момент, как прошел его день, о чем он думал, переживал. Это важнее озабоченности о том, в какой сад, школу или ВУЗ он попадет.

Шаг второй. Доверять друг другу. Именно доверие в семье позволяет выстроить открытые отношения, что в дальнейшем позволит заниматься интересным, познавательным делом, а не выстраивать психологические защиты.

Шаг третий. Поддерживать и хвалить друг друга. Дети ждут нашего одобрения и поддержки. Любому ребенку хочется, чтобы его успехи замечали, давали обратную связь, подчеркивали его значимость и уникальность. Отсутствие поддержки в будущем может привести к зависимым и созависимым отношениям, непониманию ребенка что он действительно хочет, а что нет.

Шаг четвертый. Право выбора у каждого. Как научить брать на себя ответственность за свой выбор, если не создавать условия, где бы ребенок мог учиться этому? Выбор необходимо предоставлять, даже в мелочах. И начинать надо с себя. Своим примером показывать, что такое выбор и какие могут быть последствия. 

Шаг пятый. Давать обратную связь. Когда в семье открытые отношения, родители едины в своем стиле поведения, ребенок знает, что можно, а что нельзя. И у него не возникает необходимости оспаривать установленные правила, он не думает, как в будущем оправдать ожидания родителей. И может спокойно развиваться.

Шаг седьмой и, наверное, самый главный. Признаваться в любви. Конечно, это признание должно быть от чистого сердца. Говорите друг другу о том, как вы дороги, что любите ребенка, не привязываясь к делам и обстоятельствам. Ощущение, что тебя любят – одно из самых важных в жизни, дающих опору и веру в свои силы. Тот, кого любят, сами учатся любить, и в дальнейшем строят крепкие отношения, находясь в гармонии с собой и своей семьей.

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович