arrow_back

Что нужно знать родителям о развитии речи малыша в период раннего и младшего дошкольного возраста

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка.

Вспомним основные функции речи.

Коммуникативная функция речи является самой важной. Она возникает на основе более элементарных довербальных форм общения (зрительного, с помощью мимики и движений руками). Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки – вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Дети используют речь, чтобы сообщить о своих желаниях. По мере увеличения возможностей для речевого общения ребенок усваивает новые понятия, у него расширяется запас знаний и представлений о внешнем мире, формируется мышление. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. 

Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. До поступления в школу и чтения книг дети получают сведения о своей культуре и об окружающем мире из уст взрослых и сверстников. Благодаря речи развиваются представления – память о предметах и явлениях окружающего мира. С помощью речи можно рассказывать не только о настоящих, но и о прошлых или будущих событиях и явлениях. Речь позволяет представить мир в более символической, абстрактной форме, а также классифицировать объекты, относить их к различным категориям. По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез. 

Регулирующая функция речи формируется уже на ранних этапах развития ребенка. Однако истинным регулятором деятельности и поведения ребенка слово взрослого становится только к 4-5 годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программированной интеллектуальной деятельности.

Овладение речью – это основной показатель развития ребенка, при этом важно понимать, что это не врождённый навык, а приобретённый, т.е. ребенок должен находиться в определенных условиях, чтобы он начал говорить.

Первый год жизни крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций; третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Большинство родителей внимательно следит за общепринятыми возрастными нормами развития речи и, если происходят какие-то задержки этого развития у их ребенка, то они начинают очень переживать. Здесь важно понимать, что каждый ребенок индивидуален и если он начал разговаривать немного позже своих сверстников, то в этом нет ничего катастрофического. Но для большего понимания, важно знать, во сколько лет дети начинают разговаривать и в каких случаях стоит беспокоиться о том, если этого не происходит.

Итак, особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста от 8 месяцев-1 года до 3-4 лет. В течение этого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. 

В таблице представлена последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и возрастные нормативы их появления. Сроки, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития, могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в определённый период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

Форма речи Примерный возраст появления
1 Интонирует крики. 1-2 мес.
2 Гуканье, гуление. 1,5-3 мес.
3 Лепет. 4-5 мес.
4 Лепетные слова. 8 мес. — 1 год 2 мес.
5 Двусловные предложения. 1 год 6 мес. — 2 года 2 мес.
6 Активный рост словаря. Ребенок спрашивает, как это называется. 1 год 9 мес. —2 года 6 мес.
7 Появление грамматических форм слова. Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др. 2 года 4 мес. — 3 года 6 мес.
8 Словотворчество. Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка. 2 года 6 мес. — 3 года 5 мес.
9 Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми. Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом. 2 года 6 мес. — 3 года 6 мес.

Рассмотрим более подробно развитие устной речи у детей раннего возраста в норме.

Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

При этом первый этап происходит очень рано – ещё в утробе матери. Ряд исследований показал, что плод уже на пятом месяце развития слышит и узнаёт голос матери, на седьмом месяце беременности у плода активируются участки мозга, отвечающие за речь. Каждый раз, когда мама говорит более громко, чем обычно, либо она начинает проговаривать слова медленно и выразительно, ребенок реагирует на это.

По этой причине большинство врачей рекомендует как можно чаще разговаривать со своим ещё не родившимся малышом, тем самым способствуя его нормальному нервно-психическому и речевому развитию. Рассказывайте ему коротенькие потешки, пойте колыбельные песенки. Есть исследования, которые доказывают, что новорождённый лучше засыпает именно под те мелодии, которые слышал в период внутриутробного развития. 

А потом замечательно, если о своём появлении в этом мире малыш заявил громким и чистым криком. Уже по первому крику в родильном зале специалисты могут диагностировать будущие речевые нарушения. Их насторожит то, что малыш не сразу закричал, или крик его был сиплым, хриплым, или малыш захлёбывался криком.

Возраст до одного года называют периодом доречевого развития, во время которого происходит подготовка к овладению речью. С первых дней жизни ребенок интенсивно подготавливает свой артикуляционно-голосовой аппарат к речи. Вначале звуки, которые он издаёт (крик, плач), производятся рефлекторно, самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого.  Но этими сигналами малыш сообщает, что ему дискомфортно, он голоден, болен. Во время крика и плача происходит тренировка трёх отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. К голосовым реакциям новорожденного также относят кашель, чиханье, звуки при сосании, зевании. Временами новорожденный издаёт отдельные гортанные звуки, средние между «а» и «э».

Постепенно ребенок вслушивается в свою речь и речь окружающих. С 1-го месяца малыш успокаивается, когда слышит колыбельную песню. Повышенный интерес к человеческой речи в виде реакции сосредоточения появляется на 4-5 неделях. Когда взрослый наклоняется над ребенком, ласково разговаривает с ним, он перестаёт плакать и двигаться, «прислушивается». В два месяца ребенок отвечает улыбкой на ваше обращение, ищет источник звука, поворачивая голову в его сторону.

Рефлекторные крики у ребенка сохраняются до восьми недель. При нормальном развитии в процессе эмоционального общения с мамой и другими близкими крики у ребенка постепенно «затухают», и на смену им приходят гуканье (начальное гуление - малыш произносит отдельные гортанные звуки) и певучее гуление (ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяжные гласные звуки), которые продолжаются примерно до пяти месяцев. Дети всех народов мира гулят абсолютно одинаково. Так как в три месяца младенец уже ищет вас взглядом и нуждается в общении с вами, разговаривайте с малышом постоянно, сопровождайте весёлыми песенками и стихами действия, когда кормите или купаете его, делаете ему массаж или одеваете на прогулку.

Если вы активно общаетесь с малышом, то уже в три месяца у него пропадают примитивные звуки, появляются протяжные певучие гласные и звукосочетания: агу, уги, ага и т. д. К концу третьего месяца у малыша появляется первый смех, что является одним из показателей нормального нервно-психического развития.

В четыре месяца кроха чётко локализует источник звука в пространстве, поворачивает голову на ваш голос, музыку, стук, продолжает певуче гулить, что способствует развитию речевого дыхания, продолжительно и громко смеётся. У ребенка отмечается комплекс оживления со смехом — он сучит ножками, машет ручками и весело хохочет именно при эмоциональном общении с вами. В это время для игр с малышом вам понадобятся звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, бубенчики. С помощью этих игрушек вы сможете не только поиграть с малышом, но и проверить, в порядке ли у него слух. Если ребенок не реагирует на звучащие игрушки, не поворачивает голову на ваш голос или в сторону работающего телевизора, есть повод обратиться к оториноларингологу и проверить состояние слуха ребенка. О необходимости исследования состояния слуха говорит и то, что ребенок перестает гулить, но не начинает лепетать.

К 5-6 месяцу ребенок, продолжая упражнять свой артикуляционно-голосовой аппарат, воспроизводит уже ряд звуков и их сочетания: «бааа, мааа», «тааа, пааа». Наблюдая за ребенком, можно отметить, что в момент произнесения звуков он притормаживает голосовые движения, как бы прислушиваясь и подражая самому себе, произносит звуки в виде цепочек. Гуление постепенно переходит в ясные и четкие речевые звуки, появляется лепетная речь. Первый лепет состоит из коротких цепочек слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма. В лепете уже отчетливо улавливаются слоги, свойственные словам родного ребенку языка. В это время у малыша возникает внимание к артикуляции говорящего. Малыш пристально смотрит в лицо мамы, на её губы, как будто бы спрашивая: «Как ты это делаешь?»

Дети начинают чаще воспроизводить те слоги, которые подкрепляются взрослым, т. е. повторяются им вслед за ребенком. Вы услышали, что у малыша появился слог «ма». Повторите его несколько раз, четко произнося звуки, потом пойте на разные мелодии: «Ма-ма-ма! Ма-ма-ма-ма!»

В шесть месяцев ребенок хорошо произносит отдельные слоги и даже цепочки слогов: «Ба-ба-ба! Ма-ма-ма! Па-па-па! Тя-тя! Ня-ня!» Такие лепетные цепочки родители порой принимают за осмысленную речь, первые слова, но это, конечно, еще не слова, авсего лишь цепочки одинаковых и самых простых для произнесения слогов.

К семи месяцам лепет приобретает социализированный характер. Ребенок привлекает ваше внимание голосовыми реакциями. Если он не видит вас, он требовательно и недовольно кричит: «Ма-ма-ма-ма-ма!» Если он не хочет есть, он отворачивается от ложки и опять кричит: «Бу-бу-бу-бу-бу!» Слоги, произносимые ребенком, все ещё не имеют для него смыслового значения, но являются своеобразной формой самостоятельной деятельности. В лепете уже можно отметить некое подобие интонации. Это проявление неосознанной имитации речи окружающих. Именно поэтому речь мамы и других близких должна быть очень эмоциональной, богато интонированной, выразительной. Именно поэтому продолжайте сопровождать гуляние, купание, кормление, умывание и другие действия песенками и потешками.

К 9 месяцам лепет обогащается новыми звуками. Ребенок произносит слоги и длинные цепочки слогов с различными интонациями. Лепет становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого и сопровождает различные действия с предметами и игрушками. Малыш с удовольствием играет с вами в «Ладушки», «Сорока кашу варила». Обязательно разминайте пальчики малыша и произносите тексты самых простых упражнений для пальчиков.

Также ребенок демонстрирует понимание обращенной речи, реагирует на своё имя, воспринимает некоторые простые словесные инструкции и отвечает на них действием («открой рот», «дай ручку», прижимается щекой к матери на просьбу «поцелуй маму», поднимает голову и глаза к лампе на вопрос «Где огонек?», ищет спрятанную у него на глазах игрушку), при слове «нельзя» перестает тянуться к какому-либо предмету, или прекращает тянуть его в рот.

Для детей 9-10 месяцев характерен активный лепет, состоящий из 4-5 слогов и более. Ребенок эхолалично повторяет за взрослым новые слоги, которые сам ранее не произносил, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, приветствий, с удовольствием произносит различные восклицания и междометия, сопровождая их выразительной мимикой и жестами. Сначала малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. Может произносить отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа).

С десяти месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова. У некоторых детей действительно появляются первые самостоятельные слова в речи. Насколько хорошо это будет получаться у вашего малыша, во многом зависит от вас. Разговаривая с ним, не сюсюкайте, не ломайте язык, говорите красиво и правильно, старайтесь, чтобы ваша речь была выразительной, напевной.

В одиннадцать месяцев у ребенка появляются слова не, да с соответствующими жестами.

К двенадцати месяцам вес мозга ребенка удваивается, и в развитии речи малыша происходит скачок. В речи нормально развивающегося ребенка присутствует 10—15 осознанно произносимых слов: мама, папа, баба, дядя, деда, тетя, киса, дай, на и т. п. Слова могут быть лепетными (бай-бай, би-би, ду-ду), многозначными, когда одно слово будет обозначать сразу несколько предметов и действий. Например, слово пи будет обозначать чай, сок, чашку, желание пить, желание сесть на горшок. Малыш широко использует звукоподражания: ав, му, га-га, пи-пи. Чаще обращает внимание на лицо говорящего, начинает кивать головой в знак утверждения и качать ею в знак отрицания. Понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др. Начинает самостоятельно ходить, становится более подвижным и активным. Его интересуют все предметы, находящиеся в поле зрения. Поэтому Вы помногу играете с ребенком, учите его строить башню из кубиков, разбирать и собирать пирамидку, бросать и ловить мячик среднего размера, показываете картинки в книжках-игрушках, читаете простые четверостишия, например из книги «Игрушки» Агнии Барто, рассказываете русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Показывая ребенку яркие картинки с изображениями животных, читаете ему маленькие стишки со звукоподражаниями.

Таким образом, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс развития понимания речи, формируется импрессивная речь. 

На втором году жизни происходит постепенное увеличение словарного запаса, при этом слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, то есть формируется экспрессивная речь. Например, увидев лошадку, ребенок произносит «но-но», а показывая на машину, говорит «би-би».

Ребенок учится оперировать словами – усложняет их, пробует различные сочетания, овладевает фразой, логико-грамматическими построениями. Однако активному произнесению слов предшествует развитие понимания речи, поэтому количество слов, которые ребенок понимает (пассивный словарь), больше количества слов, которые он может произнести (активный словарь). 

Поэтому ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращенную речь, узнавать названия многих вещей и картинок, выполнять простые бытовые просьбы-инструкции. 

В полтора года у нормально развивающегося ребенка в словаре уже 50—60 слов; появляются односложные предложения-требования: «Пать!» («Спать!»), «Гуять!» («Гулять!») Многие звуки в словах переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем развития фонематического восприятия. Но характерным для этого периода при нормальном речевом развитии является стойкое воспроизведение мелодических контуров слов. Например: итотьки — цветочки, бибибиська — воробьишка, ибуяська — Чебурашка и т. п.

В словаре ребенка полутора-двух лет преобладают существительные (имена, названия игрушек, знакомых предметов домашней обстановки, одежды, животных и частей тела). Появляются глаголы (дай, иди, иду, хочу, говорю, гуляю). Только при их наличии развивается фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух, а затем и трёх слов. При этом порядок слов в высказываниях ребенка не соблюдается, а сами фразы начинаются с наиболее значимых по смыслу слов: «Мама, дай», «Котя гулять идеть» (Костя идет гулять). Наряду с существительными и глаголами ребенок должен понимать и употреблять несколько прилагательных, то есть выделять словом признаки предметов (большой – маленький). 

Одновременно с развитием речевых умений и навыков происходит быстрое накопление словаря. Хотя девочки в среднем начинают говорить раньше мальчиков, различия между ними стираются в возрасте старше двух лет. К двум годам активный словарь у нормально развивающихся детей насчитывает 250-300 слов. Быстрое увеличение запаса слов не позволяет ребенку уточнять произношение каждого слова, поэтому отдельные звуки и слова произносятся неправильно.

Темп развития речи и расширения словарного запаса в немалой степени зависит от того, сколько времени родители и другие взрослые уделяют общению с ребенком. Взрослые должны внимательно вслушиваться в речь малыша и повторять правильно те слова, которые он искажает. Воспроизводя звуки и слова по подражанию, ребенок постепенно исправляет свою речь.

К двум годам у нормально развивающегося малыша в обиходе более двухсот слов и короткие фразы из двух-трех слов (существительных и глаголов), передающие определенный смысл и поэтому выполняющие роль предложений (Мама, иди. Не пить. Тетя, лялю. Мама, Вова, пать. Катя, сиди тут.) Речь ребенка этого возраста ситуационна, может быть правильно понята в определенной ситуации.

В это время малыш начинает употреблять другие части речи: местоимения (я, он, она), наречия (там, вон, где, хорошо, еще), прилагательные (красный, большой, маленький, хороший, плохой). Появляются простые предлоги (на, в, у, под, за), соединительные союзы.

В возрасте от двух до трех лет словарный запас малыша быстро увеличивается, достигая к трём годам 800-1000 слов. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними. Развивается мышление, способность к обобщению. Так, словом «игрушки» ребенок обобщает кукол, мячи, кубики и другие предметы, предназначенные для игры. Однако понимание обобщенных значений слов пока развито недостаточно. 

Ребенок шире пользуется глаголами и прилагательными. При помощи прилагательных он обозначает не только размеры предметов, но и их цвета, качества, свойства, форму (красный, плохой, горячий, круглый). Малыш начинает пользоваться местоимениями и предлогами. 

Произношение слов становится более точным, благодаря чему речь ребенка начинают понимать не только те, кто с ним постоянно общается, но и все окружающие. Тем не менее, в произношении слов еще встречаются искажения: пропуски отдельных слогов, особенно в словах со сложной слоговой структурой («исипед» вместо велосипед, «папад» – водопад), пропуски звука при стечении согласных («камейка» – скамейка, «тул» – стул), вставление лишнего звука («таньканчик» – стаканчик). Таким образом, несмотря на большое количество слов, которые ребенок говорит, произношение этих слов не всегда достаточно отчетливо. Взрослым необходимо обращать внимание на слоговую структуру слова (ребенок не должен сокращать слова: вместо «бабочка» – «баба», а проговаривать каждый слог, с возможным искажением – «бабика»). 

В речи трехлетнего малыша может быть нарушено произношение свистящих звуков [с], [з], [с'], [з'], шипящих [ш], [ж], [щ], аффрикат [ц], [ч] и сонорных звуков [р]. [р'], [л], [л']. Именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которое до этого момента можно было считать физиологической нормой.

В этот период взрослые не должны допускать, в том числе и в своей собственной речи, упрощенных слов («бибика» вместо «машина», «ляля» вместо «кукла»). На втором году жизни речь ребенка начинается с таких упрощенных слов в силу несовершенных возрастных особенностей, неотработанной артикуляции, неполноценного фонематического слуха. Постепенно, по мере взросления, все компоненты речи совершенствуются. Если окружающие взрослые употребляют «сюсюкающие» детские слова, то позже малышу будет с трудом даваться полноценная речь. 

Ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными фразами, так и фразами из нескольких слов. 

Первые предложения детей, состоящие из 2, а затем 3 и 4 слов, напоминают телеграммы или сокращенные варианты предложений, которыми говорят взрослые. Как и телеграммы, эти фразы содержат только наиболее существенные слова, в них отсутствуют предлоги, союзы, не используются грамматические формы. Чтобы уметь полноценно общаться, ребенок должен освоить грамматические формы. Он начинает употреблять существительные в винительном, дательном, творительном падежах, во множественном числе, учится изменять глаголы по родам, временам, числам и лицам. Но к правильной грамматической речи ребенок идет путем ошибок. У детей этого возраста постоянно встречаются ошибки в роде, числе и падеже существительных, они не всегда употребляют союзы и предлоги. Уже в два с половиной года ребенок задает вопросы со словами где? когда? (Где моя машинка? Когда мы пойдем гулять? Мама, ты куда пошла?).

К 3 годам ребенок различает имена, возраст и пол, может поддержать простую беседу, легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. К 4 годам словарь ребенка состоит примерно 1200 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегчённых вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребёнок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Что нужно делать, чтобы ребенок начал говорить?

Когда ребенок растёт в благоприятной обстановке, когда окружающие его взрослые люди нормально общаются с ним и между собой, то его речевое развитие происходит быстрее, нежели в том случае, когда родители не уделяют ребенку внимание, не разговаривают с ним и т.д.

Вспомним основные советы по поводу того, что нужно делать, чтобы помочь ребенку научиться разговаривать:

  • Как можно чаще разговаривайте с ним. Делайте это во время домашних занятий, приготовления еды, кормления, уборки, купания, игр, прогулки, одевания-раздевания и т.д. Все свои действия нужно сопровождать словами, т.е. желательно озвучивать вслух перед ребенком всё, что вы делаете. Говорите, что делают другие дети, люди.
  • Не мешайте ребенку экспериментировать. Важно давать ему необходимое количество времени для того, чтобы он смог научиться разговаривать. Он должен экспериментировать с различными звуками, произнося первые в его жизни слова и наборы звуков.
  • Исключите фоновый шум. Когда вы поёте или читаете ребенку книгу, на фоне не должно звучать посторонних шумов, поэтому выключите телевизор и другие источники звука. Если этого не сделать, то ребенок будет отвлекаться, что негативно скажется на занятиях.
  • Не нужно с раннего возраста приучать ребенка к планшету, телефону и телевизору. Да, так ребенок будет занят, и вы сможете заниматься своими делами, но проблема в том, что время, проведенное за планшетом, не способствуют речевому развитию.
  • Учите ребенка понимать и выполнять словесные инструкции, сначала простые («Возьми мишку»), затем сложные («Возьми мишку и посади на стульчик. Возьми мишку и посади на стульчик рядом с собачкой»).
  • На первых этапах разговаривайте с ребенком на понятном ему языке. Детский язык – это наиболее понятный для него способ произносить слова и составлять предложения. Но когда ребенку исполнится год, то старайтесь полностью исключить из своей речи в общении с ребенком «детские» слова и сюсюканье – они провоцируют коверканье звуков в дальнейшем.
  • Примерно с 12 месяцев, когда ребенок уже может слышать и выполнять инструкции, можно начинать играть с ним в логопедические игры. Они не только укрепляют эмоциональную связь ребенка и взрослого, но и подготавливают речевой аппарат к правильному звукопроизношению. Для детей раннего возраста подходят следующие артикуляционные упражнения:

    - Надувание щек.
    - Простое кривляние перед зеркалом. В ходе этого процесса ребенок изучает свое лицо, как движется тот или иной артикуляционный орган, как работает мимика и т.д.
    - Вытягивание языка.
    - Движения языка, которые имитируют облизывание губ.
    - Сдувание лёгких предметов (ваты, бумажных корабликов), надувание мыльных пузырей и другие занятия, тренирующие речевой выдох.

    Все эти занятия нужно проводить в игровой форме, лёгкой и непринужденной атмосфере. Так ребенок будет чувствовать себя комфортно и у него будет сохраняться мотивация для продолжения занятий.
  • При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним спокойно, не торопясь, с интонацией, звуки и слова произносите чётко и ясно. Помните, что ребенку нужен речевой образец.
  • Читайте ребенку книги. Естественно, книги должны соответствовать его возрасту. При чтении не забывайте о выразительности. Так он будет слышать новые слова, в результате чего его речевое развитие будет идти в ускоренных темпах. Аналогично работает пение.
  • Старайтесь не говорить звукоподражаниями. После этого проговаривайте полное слово: «Гав-гав. Собака». Также не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Всячески поощряйте имитацию ребенком речи окружающих. На этом этапе ребенок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Сначала он будет повторять ваши слова невнятно, но по мере его взросления речь будет становиться все чётче.
  • Не смейтесь над речью ребенка. Дети подхватывают эмоции родителей, так как считают это забавным и весёлым. Они продолжают искажать свою речь, а некоторые, наоборот, замыкаются.
  • Описывайте предметы и людей. В раннем возрасте ребенок – это настоящая губка, поглощающая новую информацию. Показывайте ему незнакомые для него предметы, описывайте их. Знакомьте его с родственниками, называйте их имена и говорите ему, кем они ему приходятся («Это твой брат, его зовут Леша», «Это Женя, твой дядя» и т.д.).
  • Добивайтесь доверия и положительной мотивации. Поощряйте любую активность, хвалите, побуждайте к новым попыткам говорить, проявляйте внимание и заинтересованность.
  • Конструктор, пластилин, карандаши, пальчиковые игры – используем всё для развития моторики ребенка. Чем лучше ребенок работает руками, тем меньше проблем с речью.
  • Всячески поддерживайте разговор с ребенком, говорите правильно построенными простыми предложениями, задавайте ему вопросы. С трехлетнего возраста ребенок уже может строить простые предложения, поэтому наводящие вопросы побуждают его искать ответы, исходя из того словарного запаса, которым он владеет. В трехлетнем возрасте уже можно вести с ребенком продолжительные беседы, что положительно влияет на развитие его речевых навыков. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. Особенно в ответе нуждаются дети 3 и 4 лет – «почемучки».
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Не откладывайте визит к логопеду, психологу. Обращайтесь за помощью при первых вопросах и сомнениях. Первую консультацию логопеда можно получить уже в 1 год.
  • Если вы владеете несколькими языками, то не спешите разговаривать с ребенком сразу же на двух языках. Сначала он должен освоить свой родной язык, только после чего можно постепенно учить его иностранному.

Когда же отсутствие речи является поводом для беспокойства?

Вот несколько тревожных симптомов, на которые стоит обращать внимание:

  • К концу первого года жизни ребенок мало лепечет. В его словаре отсутствуют простые слова, вроде «мама» и «папа».
  • К 1,5 годам у ребенка очень ограниченный словарный запас (2-4 слова). Общаться с окружающими он предпочитает жестами, а не словами.
  • К 2 годам ребенок не повторяет слова за взрослыми, а также не отвечает на простые вопросы, обращенные к нему.
  • К 3 годам словарный запас ребенка находится на весьма скудном уровне, он не разговаривает с родителями, не может назвать простые предметы и т.д.

Если ваш малыш на третьем году жизни всё ещё не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и немедленно отправляйтесь к специалистам: логопеду, психологу, невропатологу, настаивайте на проведении углубленного обследования. 

К сожалению, некоторые педиатры часто успокаивают родителей не говорящих или плохо говорящих детей и утверждают, что нужно подождать, когда ребенок заговорит.

Но период с одного года до трех лет специалисты называют сенситивным периодом развития речи, поэтому отставание в речевом развитии в этом возрасте будет очень сложно, а иногда и невозможно полностью компенсировать. Если воспитание и развитие речи и других высших психических функций не происходит в срок (с первых дней жизни и до 3-х лет), то и в развитии личности наступают необратимые изменения, компенсировать которые в более позднем периоде не удаётся. 

Конечно, ребенок действительно может заговорить несколько позже своих сверстников. К этому может привести целый ряд причин. 

Известно, что в одной и той же семье дети начинают говорить в разные сроки. Как правило, старшие дети осваивают речь быстрее, чем их младшие братья и сестры. 

Дети, которые родились раньше времени, в большинстве случаев начинают разговаривать позже. Но по мере их развития и взросления, эта незначительная задержка будет полностью компенсирована.

Интенсивность и качество ваших занятий с ребенком также являются существенным фактором, влияющим на динамику развития речи, в том числе и на начало активной самостоятельной речи. 

Оказывает влияние на этот процесс состояние здоровья ребенка. Если ребенок соматически ослаблен, часто и подолгу болеет, то и говорить он начинает позже, и в нервно-психическом развитии в целом отстаёт от сверстников.

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Это связано с различиями в строении мозга девочек и мальчиков, в функциях его отделов. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растёт словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своём языке». Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать «Дай!», а девочка тихо канючить «Мячик!».

Иногда более медленные темпы созревания нервной системы, динамика и успешность развития речи, как убеждают нас исследования учёных, носят генетически обусловленный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития. В некоторых семьях из поколения в поколение дети начинают говорить не в год, а в полтора-два года. 

Задержки речи далеко не всегда являются признаком какой-то патологии. Некоторым детям элементарно требуется больше времени на овладение речевыми навыками, поэтому в этой ситуации нужно просто поддерживать ребенка и поощрять его успехи. Но в некоторых случаях они являются признаком различных патологических процессов, которые лучше всего диагностировать в раннем возрасте.

Итак, овладение речью – индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов. 

Вот такие признаки развития речи у ребёнка приводит профессор кафедры логопедии, кандидат педагогических наук Ольга Евгеньевна Грибова в своей книге «Что делать, если ваш ребёнок не говорит? Книга для тех, кому это интересно». Это пособие адресовано родителям, воспитателям, логопедам и всем тем, кого интересует, как развивается речь ребёнка в раннем возрасте. В книге представлена система интересных и полезных занятий, направленных на преодоление задержки темпов речевого развития ребенка. Кроме того, в пособии содержатся ответы на волнующие каждого родителя вопросы; "Каковы признаки благополучного и неблагополучного развития речи у ребенка?", "Что делать, если малыш никак не перейдет от лепета к словам?", "Как помочь ребенку, если его речь развивается с задержкой?".

Признаки благополучного развития речи у ребенка.

  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
  • Ребенок охотно повторяет за вами всё, что слышит.
  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка.

  • Ребенок развивается с задержкой.
  • Ребенок перенёс тяжёлые заболевания.
  • У ребенка есть неврологические заболевания.
  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
  • Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
  • Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
  • Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
  • Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи ещё раз лучше» не реагирует.
  • Речь ребенка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит вашему ребенку необходима помощь!

В настоящее время наблюдается выраженная тенденция — растёт количество детей раннего возраста после 3-х лет с задержкой речевого развития, которых называют «безречевые дети». Данный термин не совсем корректен, поскольку дети, относящиеся к данной группе, могут использовать некоторый ограниченный набор средств общения: лепетные слова, звукоподражания, вокализации, мимику, жесты. 

Лепетные слова — слова, состоящие из одного-трех одинаковых слогов, например баба, па (палка), ляля (кукла) и т.п. Употребление лепетных слов характерно для детей первого года жизни.

Звукоподражания — слова, построенные на основе подражания природному звучанию предмета, например, мяу (кошка), пи-пи (мышка), биби (машина) и др. Подобные звукоподражания характерны для речи детей на начальных этапах становления речи (примерно до 1,5-2 лет).

Вокализации — протяжное произнесение гласных звуков или мычание с различной интонацией. В норме развития используется только в младенческом возрасте (до 1 года).

Так как речевые нарушения существенно влияют на психические функции ребенка, то у таких детей могут наблюдаться: неустойчивое внимание, нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость движений, трудности с выполнением словесных инструкции. 

Некоторые из таких «невербальных», «безречевых» детей довольно активно вступают в контакт, другие замкнуты, стеснительны, стараются уходить от общения, третьи демонстрируют выраженный речевой и поведенческий негативизм с элементами агрессивного поведения, т.е. отказываются от речевого и неречевого общения, демонстрируя свое неприятие ситуации, выражая протест иногда даже с помощью кулаков. Но уровень развития речи этих детей (вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, даже отдельные нечётко произносимые обиходные слова) не может служить для полноценного общения.

Неговорящие дети представляют собой разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Обследование такого ребенка - непростая задача, поскольку нужно оценить, нарушены ли ещё какие-то сферы высшей нервной деятельности (игровые навыки, внимание, рассуждение, ориентация и т.д.), а также провести полное обследование, чтобы исключить (или подтвердить) вторичный характер нарушения речевого развития на фоне иных соматических или неврологических заболеваний. 

Именно поэтому таких пациентов, как правило, ведёт команда врачей, включающая детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, педиатра и других узких специалистов. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля. Неврологическая диагностика (ЭЭГ - электроэнцефалограмма головного мозга, ЭхоЭГ - эхоэнцефалография, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.

И так как обследование неговорящих детей крайне затруднено, вывод о состоянии речи может быть сделан только в ходе динамического наблюдения за ними и по результатам проведения нескольких диагностических занятий логопедом, дефектологом и психологом.

Логопедическое обследование ребенка с задержкой речевого развития включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарата, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. 

У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объём активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п. 

Что же называют задержкой речевого развития? Это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. То есть логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет, у которых темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи.

Задержка речевого развития встречается у 3–10 % детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. 

Как мы уже отмечали ранее, задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому задержка речевого развития и задержка психического развития часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР).

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. 

Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией – ПЭП).

В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются:

- внутриутробные патологии, связанные с токсикозом и интоксикацией у мамы во время беременности, внутриутробная гипоксия (кислородное голодание плода), 
- родовые патологии (асфиксия, родовые травмы), 
- внутриутробные инфекции, 
- недоношенность или переношенность, 
- гипотрофия - это дефицит массы тела, который обусловлен нарушением либо некачественным поступлением питательных веществ в организм плода (ребенка), и который наиболее часто диагностируется в период внутриутробного развития и в первые три года жизни, 
- заболевания первых лет жизни ребенка: неонатальные менингиты и энцефалиты, воспаления среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь), травмы головного мозга, повреждения нёба, а также любые частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка,
- нестандартное строение артикуляционного аппарата (дефекты строения нёба, неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом),
- поствакцинальные осложнения.

Нарушения слуха представляют собой наиболее распространенную причину изолированной задержки речевого развития. Становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т.е. с опорой на услышанную ребенком информацию. Известно, что даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха (тугоухость) может привести к отставанию в развитии речи. Среди признаков снижения слуха у малыша – отсутствие реакции на звуковые сигналы, неспособность имитировать звуки, а у ребенка постарше – избыточное использование жестов и пристальное наблюдение за движениями губ говорящих людей. 

Дети с нарушением слуха активно используют мимико-жестовую речь, которая вербально (словесно) не сопровождается, просодика (мелодика речи, ритм, паузация, ударение) нарушена, вне специального обучения речь не формируется. Поэтому при подозрении на частичную или полную потерю слуха необходимо отвести ребенка к специалисту для диагностики слуховой функции и проведения аудиологического исследования. 

Отметим следующие социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития:

- неблагоприятные социально-бытовые условия и неблагоприятная микросоциальная среда, приводящие к недостаточному количеству речевых контактов, «невостребованности речи» (то есть неразвитости культуры общения в семье), педагогической запущенности;
- отсутствие эмоционального контакта, особенно с мамой;
- увеличение скорости речи взрослых, скудная, невыразительная или излишне эмоциональная речь в ближайшем окружении ребенка;
- «синдром госпитализма» у часто болеющих детей;
- с другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность; 
- агрессивный информационный поток. Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи;
- эмоциональные стрессы (это реакция нервной системы на разнообразные психические и эмоциональные раздражители). Для их возникновения достаточно смены питания, выхода мамы на работу, похода в ясли, детский сад, резкой смены режима или распорядка дня, появления няни, сильного испуга или длительной болезни, а также ссоры родителей, переезда и расставания с близкими людьми.
- билингвизм (владение двумя языками (родным и неродным) и использование их на практике; двуязычие) может отрицательно влиять на темпы развития речи ребенка. 

Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. 

В постнатальном развитии малыша выделяют 3 критических периода (I - 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно - повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.

Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии.

Алалии – системное недоразвитие речи, в его основе лежит недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, который может быть врожденным или приобретенным в доречевом периоде. При моторной алалии наблюдается выраженное затруднение процессов порождения речевых высказываний при достаточно сохранном понимании речи. При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Ребенок слышит, но не понимает обращённую к нему речь, так как у него не развиваются слуховые дифференцировки в воспринимающем механизме речи. Недостаточность речи при моторной алалии приводит к некоторому снижению понимания вторичного характера, и поэтому в большинстве случаев встречается не чистая форма алалии, а смешанная — моторная алалия с сенсорным компонентом или сенсомоторная алалия.

Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать заикание, а также мутизм, когда физически здоровый ребенок без отклонений в интеллектуальном развитии — не говорит, не отвечает на вопросы, не показывает свою способность говорить в принципе. Малыш страдает от своего молчания даже больше, чем его близкие, вынужденные искать способы общения с ним. В основе проблемы лежит классический невроз. Чаще всего, состояние мутизма появляется у детей обидчивых, чувствительных и ранимых. Однако и у весёлого позитивного ребенка такое случается, если ему пришлось столкнуться с неожиданным раздражителем: психотравма, неожиданный испуг, резкая смена окружающей обстановки.

Следует дифференцировать расстройство аутистического спектра, алалию и мутизм. Все эти нарушения похожи по своим проявлениям, и лишь всесторонняя диагностика поможет выявить первопричину и правильно выстроить коррекцию. Способ преодоления мутизма можно определить только после консультации невролога или психиатра и детского психолога.

В течение III критического периода «срыв» нервной деятельности может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Умственная отсталость, аутизм, алалии (моторная, сенсорная), детский церебральный паралич и другие неврологические расстройства часто сопровождаются задержками речевого развития. Опять же, дети с расстройствами аутистического спектра могут не иметь проблем с речью, потому что каждый случай индивидуален. Для уточнения диагноза проводится углубленное обследование детским психоневрологом. 

Задержку речевого развития необходимо отличать от общего недоразвития речи. ОНР – сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. При этом об ОНР можно говорить только после 3,5 - 4 лет – до этого времени дети могут развиваться по-разному, поэтому возможны различные отклонения от общепринятой нормы. Но после четырех лет, если присутствуют симптомы, характерные для общего недоразвития речи, то это существенный повод для обращения к логопеду для соответствующего обследования.

В отечественной психолого-педагогической классификации выделяют три уровня общего недоразвития речи: 1-й – отсутствие общеупотребительной речи (так называемые «безречевые дети»); среди детей, страдающих моторной алалией, значительную часть составляют дошкольники, имеющие I уровень речевого развития, 2-й – начатки общеупотребительной речи и 3-й – развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе. 

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Успешность развития ребенка зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых отклонений в становлении его психической деятельности. Под руководством специалистов или с помощью специальной литературы родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать желательные поведенческие проявления и «затормаживать» нежелательные.

Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Итак, если речь вашего ребенка развивается медленно и неравномерно, если у ребенка отягощён анамнез, отмечались повреждающие воздействия во время родов или в первые месяцы жизни, стоит диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лучше обратиться к специалистам, чтобы выявить причину неблагополучия, и незамедлительно начать комплексное лечение и коррекционные занятия.

Но если вовремя не обратить внимания на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. 

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. 

Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Составитель: 
учитель-логопед ОЦДиК 
Стефаненко Светлана Николаевна.