arrow_back

Что нужно знать о речевом негативизме

В последнее время заметно увеличилось количество детей, которые не говорят в 2-3 года. Родители начинают замечать, что их ребёнок отстает от сверстников в речевом развитии. В детском саду педагоги также постоянно говорят о том, что малыш плохо говорит. Часто родители приходят к выводу, что ребёнок ленится. А если он ленится, то нужно активно заниматься и изгонять эту лень. Ответственные родители с самыми лучшими намерениями начинают усиливать речевую нагрузку, настойчиво и постоянно просить неговорящего малыша повторять за ними слова. 

А ребёнок тем временем выдает им совершенно другую реакцию:

  • в ответ на вопросы отворачивается, опускает голову, может убежать или заплакать;
  • делает вид, что не слышит; 
  • использует в основном жесты; 
  • закрывает уши, когда ему читают; 
  • проявляет агрессию при чтении: может закрывать читающему рот, бросать или рвать книжки. Подобные проявления являются признаками речевого негативизма.

Что нужно предпринять, если сложилась такая ситуация? 

  1. Сходить на консультацию к логопеду. 
  2. Исключить слова-просьбы: «скажи», «повтори», «неправильно» и т.п. 
  3. Играть с ребёнком в простые игры в непринуждённой форме. Игры должны быть непродолжительными (3-5 минут), т.к. малыш не может долго концентрировать внимание. Важно подбирать игры, опираясь на предпочтения ребёнка. Он должен хотеть играть в них. Например: «Смотри малыш, это киса. Киса мяукает: мяу-мяу» или «А где наша ляля? Ляля идёт: топ-топ».
  4. Во время игры оречевлять каждое свое действие и действие ребёнка, но не просить повторить. Очень хорошо в процессе игры использовать диалог. Не просто постоянно называть предметы и действия, а задавать ребёнку вопросы, делать паузы, давая ему понять, что он должен отреагировать, что пришла его очередь. Если малыш, в силу своих речевых возможностей, пока не может ответить, выдержав паузу, нужно ответить на свой вопрос самим. 
  5. Говорить с малышом кратко, понятно: предложениями, состоящими из 2-3 слов. 
  6. Исключить электронную речь (гаджеты, говорящие игрушки). 
  7. Искренне хвалить ребёнка за каждое достижение. Самая главная наша задача – вызвать у ребёнка желание говорить.